Ученый, педагог, организатор (Посвящается памяти Л. И. Уманского)

Главной удачей моей жизни стало то, что я встретил на своем жизненном пути немало замечательных людей, которые оказали на меня самое благотворное воздействие, и профессор, доктор психологических наук Лев Ильич Уманский был, несомненно, одним наиболее ярким из них.

Научная и педагогическая деятельность Л.И.Уманского определялась временем, в котором он жил. Психологическая наука активно проникала во все сферы жизнедеятельности общества, шла своеобразная психологизация жизни. Возникла потребность перехода к анализу практических, прикладных проблем, без разрешения которых было бы невозможно движение вперед. Лев Ильич был в первых рядах ученых-первопроходцев в изучении так называемого человеческого фактора, увлекая за собой единомышленников. И вот именно здесь в полную силу развернулись великолепные организаторские способности и психологическое чутье, интуиция Л.И.Уманского. Он разработал свою научную теорию организаторских способностей, формирования коллектива, весьма актуальную и остро востребованную обществом. Обладая уникальными способностями организатора, Л.И.Уманский создал работоспособный коллектив ученых-исследователей, где было на кого равняться в научном, профессиональном и личностном плане.

Интегрировав в единое целое и молодых, начинающих, и более старших, с солидным практическим опытом исследовательской работы единомышленников, Л.И.Уманский создал уникальную научную школу, целое направление в отечественной социальной психологии.

Он был в это время одним из научных консультантов проводимых нами хоздоговорных работ на промышленных предприятиях г.Ярославля и других регионов страны и оппонентом моей кандидатской диссертации.

Я горжусь тем, что судьба свела меня с таким замечательным человеком, талантливым ученым и организатором. Считаю, что мне крупно повезло в том, что я в течение длительного времени был членом его, как принято сегодня говорить, команды.

Оптимизм, открытость и добрый ум притягивали к нему как начинающих, так и опытных исследователей. Его высокая работоспособность, мобильность и полная отдача научной работе, жизнелюбие заряжали.

Воспитавший десятки своих учеников, Л.И.Уманский всегда давал простор для научного поиска, руководствуясь принципом доверия и поддержки инициативы.

Талантливый ученый, педагог, организатор Л.И.Уманский всегда был скромным как на работе, так и в быту, естественным, строгим к себе, деликатным в общении со всеми, порядочным и справедливым по отношению к людям.

Каждая встреча с Л.И.Уманским была для меня и всех его окружающих радостным событием: раскрывались новые грани его характера, широкий кругозор, богатое духовное содержание, высокий уровень эрудиции. Особенно теплыми, впечатляющими и полезными для меня были встречи с Л.И.Уманским в кругу его семьи. Наши отношения переросли в дружеские. Несмотря на большую занятость, Л.И.Уманский всегда находил время, чтобы поздравить меня и мою семью с каждым праздником.

Серьезной школой профессионального мастерства для нас, начинающих и более опытных психологов - исследователей, преподавателей было участие в регулярно проводимых на базе возглавляемой Л.И.Уманским кафедры психологии Костромского педагогического института научно-прикладных всесоюзных межвузовских и межрегиональных конференциях, симпозиумах и семинарах, издание в редактируемых им сборниках своих научных трудов и результатов исследования.

Запоминающимися и весьма продуктивными были наши поездки с Л.И.Уманским на конференции в другие регионы страны, на съезды психологов. Одним словом, шло активное приобщение нас к большой науке - психологии.

Благодаря исключительному дарованию и многостороннему и глубокому образованию, жизненному опыту Л.И.Уманский вел исследования в разных сферах жизни, среди различных категорий населения, но, бесспорно, главным объектом его научного анализа была учащаяся и рабочая молодежь.

Имея за плечами многолетний опыт работы со студентами в качестве преподавателя, руководителя школы молодого лектора, комиссара областного штаба студенческих строительных отрядов, с молодыми рабочими предприятий, хочу сказать, что среди комсомольского актива страны Л.И.Уманский был признанным авторитетом. Для большинства воспитателей - организаторов молодежи выпускаемые им труды и рекомендации были руководством в повседневной практической работе.

Глубоко владея теоретико-методологическими основами психологии, Л.И. Уманский постоянно и творчески работал в сфере социальной психологии, глубоко анализируя практическую, трудовую и общественную деятельность молодежи.

Отличительной чертой его научных исследований был их высокий экспериментально-методический уровень. Л.И.Уманским была разработана целая система весьма эффективных процедур, способов, приемов установления и психологического анализа социальных факторов и явлений.

Многие из них, как и прочий инструментарий, значительно расширяли возможности уже известных и применяемых методов социально-психологических исследований, и мы широко использовали их в своих исследованиях и практической работе.

Важным моментом являлось то, что материалы исследований, проводимые над научным руководством профессора Л.И.Уманского, обобщались и оформлялись в виде научных концепций, моделей, проектов или подтверждали уже ранее принятые, позволяя оптимизировать изучаемые явления.

И самое главное: Л.И.Уманский привил нам глубокое уважение и любовь к психологической науке, раскрыв для нас ее безграничные возможности.

Мы обращаемся к научным работам профессора Л.И.Уманского и сегодня, более того, чаще чем когда-либо. Особенно дороги мне те из них, которые имеют его личные дарственные надписи.

Он выступал для нас не как классик отечественной социальной психологии прошлого, а как живой, современный исследователь. Его выводы, рекомендации, многие выявленные факты, тенденции, гипотезы подтвердились, они актуальны и сегодня, получив дальнейшее развитие в исследованиях и научных трудах, практической работе его учеников и последователей.

Мы и сегодня с благодарностью и самым теплым чувством вспоминаем годы совместной научной работы и общения с профессором Львом Ильичем Уманским.

В.Н. Шеминов