Б. В. Поярков

Две книги, посвященные некоторым лучшим традициям земли Ярославской и Вологодской

(А. В. Епишев, С. И. Асташкин, В. А. Разживин, В. С. Хорев, Л. А. Высоковская, А. Н. Герасимов. Слово о земле Большесольской. Кострома: Диар, 1999. 256 с.

В. В. Казарезов. Земля Вологодская. Возрождение хозяина. Вологда: ООО ИПЦ "Легия", 2000. 295 с.)

Мне подарили эти две книги с условием, чтобы я высказал свое мнение о них. И ту и другую я прочитал залпом, с неослабевающим интересом. О современных сельских людях Вологодчины рассказал В. Казарезов, профессиональный журналист-писатель. А о земле Большесольской писали краеведы - любители, люди разных профессий, которых объединила любовь к истории той земли, где им пришлось жить и работать. Внутреннее единство этих книг несомненно.

"Слово о земле Большесольской" вышло к 70-летию Некрасовского района и 785-летию поселка Большие Соли, ныне Некрасовское. Сейчас во многих местах Ярославской области пробуждается интерес к своему прошлому. Это не удивительно, ибо в опыте предков ищут ответ на многие вопросы современности, совершенно справедливо полагая, что его надо искать не вообще, а в конкретных условиях своей местности. Когда обращаешься к прошлому, опыту предков, очень важно выбрать точку зрения, с которой будут рассматриваться события и факты былого. В "Слове о Большесольской земле" авторы рассматривают историю своей малой Родины через судьбы своих земляков. Этот подход напомнил мне строки песни из кинофильма "Земля Санникова": "Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь!" Жизнь человека и его семьи - это и есть связь времен, эстафета, которую передает одно поколение другому. Перед читателями вся история земли Большесольской предстает в лицах, а через судьбы людей и поколений просвечиваются общие закономерности. Это самое интересное и поучительное для наших современников.

Глава "Обращение к прошлому" переносит читателя в XI - XVII века, во времена славянской колонизации междуречья Волга - Ока. В те далекие времена и возникло поселение Соль Великая. При освоении северо-восточных земель наши предки искали не только новые охотничьи угодья, но и преследовали цель - снять зависимость от импорта соли и железа, которые Киевская Русь ввозила не только из Закарпатья, но и из далекой Италии. Поэтому нахождение соляных источников по реке, названной Солоницей, сразу обратило внимание. Быстро возник соляной промысел, который способствовал зарождению торговли, ее развитию благоприятствовало и выгодное его транспортно-географическое положение. Раннее зарождение промысла и торговли привело к тому, что эти земли стали посадскими, т. е. на них никогда не было крепостного права. Торговля давала достаток, а где достаток - там и строительство. В книге показано, как сочетание солеварения, торговли и строительства на многие века определило образ жизни местного населения.

Авторы подробно описывают, как шел соляной промысел на протяжении нескольких веков. В лучшие годы на сравнительно небольшой территории насчитывалось до 20 варниц. Для добычи рассолов бурили скважины глубиной до 160 м., а это невозможно без развития техники. Я думаю, в этом надо искать зачатки склонности населения к ремесленничеству, которое быстро развивается в последующие годы. Хорошо описан и постепенный упадок соляного промысла, но о его причинах почти ничего не сказано. Все дело в том, что после взятия в 1552 г. Иваном Грозным Казани русским открылся прямой водный путь по Каме к богатым месторождениям каменной соли, издавна известным еще новгородцам. В скором времени А. Строганов, выходец из Костромской земли, из Солигалича, организовал добычу каменной соли в верховьях Камы. Эта каменная соль и составила конкуренцию основному большесольскому товару. Последняя варница купца М. Шорина была закрыта в 1699 г.

Из книги хорошо видно, что солеварение сыграло большую роль в истории этого края, оно способствовало развитию торговли и ремесленничества. О развитии торговли можно судить по очерку о замечательном выходце из этих мест, купце I гильдии К. А. Попове. Авторы особо подчеркивают, что выходцы из земли большесольской, выбившись в люди, не забывали о своей малой родине, помогали ей и поддерживали постоянную связь. К. А. Попов уже в пореформенное время, во второй половине XIX века, на свои средства открыл в Больших Солях больницу, ремесленную школу и приходское училище. Этим было положено начало образованию населения. Начавшееся обустройство малой родины создавало условия для востребованности выпускников ремесленной школы, в которой было и художественное отделение.

В главе "В начале века" авторы пишут, что промышленный бум обошел стороной Большесольскую землю, но в книге хорошо показана органическая связь двух десятков предприятий с сельским и лесным хозяйством. Такая опора зарождавшейся промышленности на местную сырьевую базу позволила сравнительно легко перенести промышленный кризис конца XIX века.

Но особо мне запомнились слова: "в конце XIX века в посаде Большие Соли все больше становилось представителей интеллигенции" (с. 37). Она вырастала из тех медицинских и образовательных учреждений, которые были заложены купечеством. Этому способствовали и условия востребованности творческих работников при строительстве и отделке церквей и гражданских зданий. Поэтому вполне закономерна пятая глава, посвященная талантливым людям земли Большесольской. Она объединяет 15 очерков о выдающихся земляках, оставивших заметный след в русской культуре и технике. Уже "со второй половины XVIII века жители посада Большие Соли стали известны как лучшие в округе мастера каменного строительства, резьбы по дереву" (с. 42), а с XIX века начинает процветать иконопись и живопись. Это закономерный результат того церковного и гражданского строительства, которое обеспечило купечество, выросшее из соляного промысла.

Читая книгу, ясно представляешь себе, как шло постепенное развитие традиций, как образование входило в образ жизни посадских людей и среди них появлялся слой "книгочеев". Все это формировало ту культурную среду, которая и родила немало выдающихся деятелей отечественной культуры и техники. К ним относится династия строителей Воротиловых, выдающийся скульптор А. М. Опекушин, целая плеяда художников, многие их которых стали академиками российской Академии художеств. Когда после революции спрос на искусство богомазов упал, в Больших Солях создали филиал областной артели "Художник" и стали рисовать "новые иконы - портреты вождей". Этими портретами высокого качества было не зазорно украсить любой служебный кабинет.

Из книги я узнал, что известный в конце XIX и первой половине XX века солист Мариинского театра в Петербурге В. И. Касторский - тоже большесолец. Этот обладатель баса удивительно красивого тембра был создателем единственного в мире квартета русской песни. С детства во всех железнодорожных вагонах я видел надпись - тормоза системы Матросова. И только из книги узнал, что И. К. Матросов окончил в 1922 г. Большесольскую ремесленную школу им. К. А. Попова и уже в 1926 г. изобрел свою знаменитую автоматическую систему торможения поездов. Потом он принимал деятельное участие как конструктор в строительстве Московского метрополитена.

И все это результаты той образовательной системы, которая зародилась на этой земле во времена реформ Александра II. Первым было создано Большесольское Николаевское училище, и уже в 1862 г. об его опыте писалось в Петербургском журнале "Учитель". При училище было отделение иконописи и мастерская резьбы. Успех этих прикладных направлений натолкнул на мысль создать ремесленную школу. Она была открыта в 1879 г. с тремя направлениям: слесарно-кузнечное, модельно-столярное и художественное. Училище и школа давали хорошее, на уровне того времени, художественное и техническое образование. Потом, уже в советское время, система образования получила свое дальнейшее развитие. О каждом учебном заведении в книге есть небольшой очерк. В них основное внимание уделяется людям, посвятившим себя нелегкому учительскому труду.

Авторы не замолчали и те черные страницы истории своей земли, когда репрессии коснулись интеллектуальной элиты большесольцев. В ряде трагических эпизодов наглядно показано отношение большевиков к талантливым людям, имеющим свой независимый взгляд. В России в 20-е годы значительная часть интеллектуальной элиты по распоряжению Ленина была выслана за пределы страны на печально известном "философском" пароходе. Большесольскую интеллигенцию ожидала более трагическая участь. "Не всем нравилась большесольская интеллигенция. Больше всего недоволен ею был представитель НКВД в Больших Солях сержант Ковалев. Чем больше он присматривался к художникам, тем больше они его тревожили. ... У них открытый взгляд знающих себе цену людей. Ни капли робости и заискивания перед теми, в руках которых была жизнь и судьба каждого большесольца. ... И началось выкорчевывание "вражеских гнезд". ... Этим наводился страх на все население и на интеллигенцию в особенности.... 17 марта 1938 г. суд приговорил ряд лиц, в том числе Н. И. Баженова и В. Калинникова, к высшей мере наказания - расстрелу. ... Сколько корешков, истоков русской талантливости было загублено в тот период. Вот поэтому живописное искусство в Больших Солях в конце 30-х годов сходит на нет" (С. 92 - 96). Так тупым самодовольным невежеством, дорвавшимся до власти, было прервано замечательное двухсотлетнее развитие традиций художественной культуры большесольцев. Правда, в последние годы вновь стала пробиваться художественная жилка. Об этом говорят помещенные в книге фотографии изделий народных умельцев семьи Романовых.

Нельзя без волнения читать о подвигах большесольцев в Великой Отечественной войне. На фронт из Некрасовского района ушли 7315 мужчин и 464 девушки. О том, как геройски они сражались, говорят простые цифры: более 5000 некрасовцев были награждены боевыми орденами и медалями, 13 стали Героями Советского Союза. Половина воинов не вернулась с поля боя.

В книге подробно рассмотрена история двух промышленных предприятий - Некрасовского машиностроительного завода и Агропромтехснаба. Первый из них вырос из Большесольского картофелетерочного завода. Такие небольшие заводы издавна процветали на землях Некрасовского района. В очерке о машиностроительном заводе хорошо показаны его истоки: это наличие хорошо подготовленных ремесленной школой кадров и большая потребность в изготовлении и ремонте оборудования для картофелетерочного производства. В дальнейшим мы видим, как ассортимент продукции машиностроителей расширился, но направленность их деятельности оставалась неизменной - это разнообразная техника для переработки сельхозпродукции. К сожалению, остался не освещенным важный период новейшей истории завода - 90-е годы ХХ века, когда стали переходить к рыночным отношениям.

Не менее интересны страницы, посвященные второму промышленному предприятию - Агропромтехснабу. Оно развилось из МТС, из потребности ремонта сельхозтехники во времена коллективизации. Самое интересное в его истории то, что, благодаря умелому руководству, его не последовала участь обычных МТС того времени и оно постепенно развилось в промышленное предприятие. Всего абзац посвящен работе Агропромтехснаба в сложные 90-е годы ХХ века, но за скупыми строками прослеживается главное: был сохранен костяк коллектива за счет расширения сферы деятельности. Стали вести дорожное строительство, создали цех деревообработки, занялись ремонтно-строительными работами, но при всем этом сохранили основное направление - ремонт двигателей, топливной аппаратуры, а также других узлов и деталей сельхозтехники. Сейчас у этого коллектива открылись новые перспективы: решается вопрос об организации на его базе сборки белорусских тракторов.

Однако эти два предприятия являются скорее исключением, чем правилом. Авторы подчеркивают, что для этой земли не нужна гигантомания, ей более свойственно кустарное и артельное производство, которое позволяло более полно и эффективно использовать имеющиеся небольшие природно-ресурсные возможности своей территории. Высокий образовательный и культурный уровень населения позволял чутко реагировать на изменения спроса на ту или иную продукцию. В начале века артели широко использовали ветряные мельницы для лесопиления, маслобойни, обработки льна. Развит был кузнечный промысел. Добывали песок и гравий, который баржами отправляли по Волге. Во время войны хорошо проявила себя сапожная артель, пошивка одежды.

Наиболее яркий пример современного использования старого дара природы, соляных источников, рисуют страницы, посвященные созданию здравниц на земле большесольской. Впервые врачи земской больницы стали задумываться об использовании в лечебных целях старых соляных источников еще в конце XIX века. Но идея эта была реализована лишь в начале XX века, когда построили первую водолечебницу. За 80 лет своего существования она превратилась в крупный межрегиональный медицинский центр "Большие Соли". Вокруг этого центра на тех же лечебных водах возник ряд санаториев ("Золотой колос", "Малые Соли"). Я думаю, что возникшее в ХХ веке лечебное направление еще далеко не исчерпало свои возможности и внесет существенный вклад в социально-экономическое развитие Некрасовского района.

Вначале меня поразило, что в книге отсутствуют отдельные очерки о сельском хозяйстве, хотя Некрасовский район считается типично сельскохозяйственным. Но потом я понял, почему сельское хозяйство оказалось как бы на втором плане. Дело в том, что на этой земле во все времена была характерна непрерывная цепочка от производства сельскохозяйственного сырья до его переработки в конечную продукцию. На страницах книги основное внимание было уделено последним звеньям этой цепи, дающим товарный продукт. А то, что картофелетерочные заводы не могли существовать без выращивания картофеля, так это само собой разумеется. Издавна на этой земле преобладал товарный тип сельского хозяйства (по терминологии земской статистики), для которого основной культурой был картофель, отчасти лен и огородная продукция, а для них переработка - это основное дело. Изредка встречались кормовые хозяйства, выращивающие скот, как теперь в "Левашове", но и для него переработка первейшее дело. На этой земле всегда особое внимание уделяли первичной переработке продукции, чтобы вся прибыль оставалась в районе. На нее-то и обратили основное внимание авторы, хотя, конечно же, и в сельском хозяйстве успехи были немалые, так как без них не могли развиваться предприятия.

Отдельная глава посвящена землям, которые окружают бывший посад Большие Соли. В 15 небольших очерках рассказано о достопримечательностях отдельных уголков Некрасовского района, о людях, которыми по праву гордятся земляки, об особенностях уклада жизни. Мне понравились "Лесная песнь" о лесоведе В. И. Сахарове из Малых Солей, рассказ о замечательных кузнецах села Бурмакино и о Бурмакинском народном театре. Интересно было узнать о центре плетения корзин и санок в Диево-Городище, жители которого так умело используют местные ресурсы - лозу, растущую по берегу Волги. Не менее интересны страницы истории поселка Красный Профинтерн и о деятельности династии купцов Понизовкиных.

В конце 80-х годов я был в селе Вятском, которое поразило меня своим сохранившимся старинным обликом. И теперь, читая очерк "Вятские - люди хватские", я познакомился с историей этого богатого купеческого села. В целом эти очерки наглядно свидетельствуют о том, что многие характерные черты развития большесольской земли присущи и этим уголкам Некрасовского района, хотя история их складывалась по-разному. Все они органично объединяются с большесольской землей в единое целое. Текст хорошо иллюстрирован фотографиями разных лет. Они позволяют зримо представить героев книги, увидеть окружающую их природу и архитектуру.

Перевернута последняя страница книги, мысленно еще раз пробегаешь по ним и невольно вспоминаешь слова нашего выдающегося соотечественник В. И. Вернадского. Он в 20-е годы ХХ столетия писал: "Богатство страны или народа может быть разложено на две хотя и связанные, но во многом не зависимые друг от друга части: 1) силы природы той территории, которая находится в распоряжении страны, и 2) силы народа, который эту территорию занимает. Естественные производительные силы страны - это потенциальная энергия, использованная или не использованная данной страной или данным народом, которая определяет его возможные действия... Силы народа определяются его способностью к работе, его честностью, моральными и умственными качествами, его знаниями и талантливостью. Народ, стоящий в этих отношениях очень высоко, может достигнуть очень многого - я даже думаю - и в том случае, если силы страны, им занятой, ничтожны. Духовные силы человечества - его мысль, его воля и его нравственная сила, - несомненно, являются основным, определяющим условием национального богатствами" [1].

Прочитанная книга - наглядная иллюстрация этих слов В.И.Вернадского. В ней мы читаем о том, как, умело используя первоначальный дар природы (соляные источники), постепенно развивались силы большесольского народа, и эти силы затем позволяли ему с наибольшей пользой использовать все природно-ресурсные возможности своей земли. Этот опыт предков важен для возрождения земли большесольской. Но опыта предков мало, надо суметь правильно его применить в современных условиях. Это помогает понять вторая книга об опыте нашей северной соседки - земли Вологодской.

Главная особенность современных условий - это начавшийся переход к многоукладности, в том числе и в сельском хозяйстве. В. В. Казарезов пишет: "Реформами, равными по масштабам и глубине нынешним, в истории России XIX - XX веков были отмена крепостного права в 1861 г., столыпинская реформа и коллективизация. Они удались только потому, что задумывались, осуществлялись первыми руководителями государства: Александром II, Столыпиным и Сталиным. Президент Ельцин ограничивался выпуском многочисленных указов, не находя времени для контроля за их исполнением. А главы правительства считали аграрную реформу, как и сельское хозяйство в целом, делом для себя третьестепенным" (с. 271). И, несмотря на это, в России уже успешно работает 260 тысяч фермеров, а вместе с домашними подворьями, которые стали товарными семейными фермами, их несколько миллионов. Всего частный сектор дает 60 % производимого в стране продовольствия. Если бы переходу к многоукладности в сельском хозяйстве уделялось больше внимания на местах, в органах сельского самоуправления, то мы сами стали бы обеспечивать себя продовольствием и не надо было бы распродавать богатства недр ради прокорма населения. А в чем должно заключаться внимание на местах? Вот об этом и пишет В. В. Казарезов на примере Вологодчины. Он ярко показал, что переход к многоукладности меняет не только психологию сельского труженика, но и всю сложившуюся структуру социальных и управленческих взаимоотношений. Вся книга состоит из серии очерков о судьбах самых разных людей: фермеров, владельцев личных крестьянских подворий, сельских администраторов, руководителей муниципальных округов и областной администрации. Вся сложность современных процессов, идущих в Вологодской области, показана через судьбы разных людей и конкретные их действия. В книге герои отдельных очерков живут не сами по себе, а взаимодействуют между собой, взаимно дополняя друг друга. Все это и создает целостную многомерную картину сельской вологодской жизни, позволяющую автору сделать ряд важных и интересных выводов, основываясь на которых можно строить конкретный план практических действий. Это, пожалуй, самое ценное в книге: и мы можем использовать этот опыт на ярославской земле. Приведу в качестве примеров несколько выводов автора.

Отношение к фермерам. "Являясь островками относительного благополучия среди основной массы крестьян, жизнь которых не улучшилась, фермерские хозяйства не могут рассчитывать на повсеместно хорошее к себе отношение. Проблема эта, деликатная сама по себе, особенно обострена в нашем обществе, привыкшем к тому, что люди жили более или менее одинаково. ... Но, кажется, в последнее время завистников стало меньше. Увидели вологжане, что фермеры не только работают больше других, но и помогают землякам-соседям, стали уважительно к ним относиться. ... Недоверие и недоброжелательность бедного к богатому, похоже, будет всегда. Но выход только в том, чтобы бедных становилось меньше. А значит, участие фермеров в жизни села, в судьбе обездоленных односельчан должно быть большим. Мы много говорили о кооперации, которая быстро развивается на Вологодчине благодаря активности фермеров. Хорошо, если бы большинство селян включалось в нее. Этим самым фермеры реально будут способствовать улучшению их жизни. Усилится интеграция, меньше будет поводов для отчуждения и недоброжелательности. В рамках кооперации или независимо от нее фермеры должны и могут активнее участвовать в реализации продукции, произведенной на домашних подворьях. ... Они располагают средствами, транспортом, связями, чтобы наладить дело. ... Фермеры все активнее включаются в решение социальных проблем села. Помогают школам, библиотекам, больницам, детским садам, музеям, церквам" (с. 271 - 273). В приведенных отрывках намечен реальный путь к преодолению сложившегося негативного отношения к фермерам, увиденный автором в гуще современной жизни селян. Именно он помогает изменению сознания людей под влиянием практических дел наиболее дальновидных фермеров. Люди начинают видеть и свою личную заинтересованность в том, чтобы в их деревнях и селах процветали фермерские хозяйства.

От крупных специализированных хозяйств к мелким комплексным. Преуспевающие фермерские хозяйства в России - это, как правило, те, что наряду с земледелием и животноводством занимаются переработкой, торговлей, оказанием услуг, другими делами. ... Фермеры вынуждены сами заниматься переработкой, во-первых, чтобы прибыль оставлять у себя и, во-вторых, чтобы не думать о сбыте продукции, не ждать, когда рассчитаются за нее элеваторы, льно- и молокозаводы, заготовительные организации. ... Благодаря фермерам у нас в стране формируется сложная, гармоничная структура пищевой промышленности, наряду с крупными комплексами появляются тысячи средних и мелких предприятий, цехов, модулей. ... Фермеры занимаются торговлей, потому что она дает им живые деньги, столь необходимые в хозяйствах оборотные средства, обеспечивающие быструю отдачу от вложений в дело. ... Все заработанное в торговле ... он вкладывает в развитие своего хозяйства, не давая ему погибнуть" (с.274 - 276).

Во всем мире уже давно и в промышленности, и сельском хозяйстве ушли от гигантомании, считая, что самым эффективным является сочетание мелких средних и крупных хозяйств в зависимости от конкретных условий. Кроме того, чем меньше предприятие, тем лучше оно может вписаться в окружающую среду, тем легче на нем решать экологические проблемы.

Изменения личности сельского труженика. "Жизнь показала, что в российской деревне есть люди, готовые вести самостоятельное хозяйство. И все разговоры о том, что российское село обречено идти общинным или колхозным путем, не более чем разговоры, досужие домыслы. За прошедшие годы в стране сформировался новый тип человека, ранее не виданного, сочетающего в себе функции работника физического и умственного труда, управленца, предпринимателя и специалиста не просто широкого, а широчайшего профиля. ... Сергей Витте, предшественник Столыпина на посту главы российского правительства, много сделавший по подготовке идеологии столыпинской реформы, считал, что самостоятельный крестьянин отличается от поденщика, работающего на земле, настолько же, насколько писатель от писаря. В общем, работа хозяина на земле или с животными - это творческая работа, труд поденщика - лишь источник для зарабатывания средств к существованию" (с.285, 288). Известный физик академик П. Л. Капица писал: "Любую работу можно сделать привлекательной и интересной, если в ней имеется элемент творчества. Конечно, при этом процесс творчества надо понимать широко, он проявляется у человека при любой деятельности, когда человек не имеет точной инструкции, но сам должен решать, как ему поступить" [2. С. 244]. В книге ярко показано, что получается, когда на смену поденщику, работающему на земле, приходит творчески работающий хозяин. Собственно, в возрождении хозяина, при котором происходит коренное изменение личности, и находится ключ к поднятию сельского хозяйства.

О безработице в сельской местности. "На селе не может быть безработицы, если есть земля. Обрабатывай, не ленись, обеспечивай жизнь своей семье. А обязанность начальников - помочь делать эту жизнь не только терпимой, но и достойной" (с. 238). Самое главное - это помочь получить достойную цену за произведенную сельхозпродукцию, т. е. организовать сбыт продукции мелких товаропроизводителей. Для этого должна быть перестроена в первую очередь работа органов местного самоуправления (об этом ниже). Мы часто говорим, что селу не хватает денег. Не денег не хватает, а простой распорядительности. Вот простой пример, рассказанный мне руководителем Некрасовского муниципального округа А. М. Чудайкиным. В Ярославле хорошо работает ЗАО "Хром", но этот кожевенный завод местным сырьем обеспечен только на 40%, а 60% покупает за пределами области. За каждый килограмм шкуры завод платит 1,6 - 1,8 $. Вместе с тем, ежегодно в Некрасовском округе выброшенные на свалку шкуры, по самым скромным подсчетам, оцениваются в 300 - 400 тыс. рублей, а по всем округам нашей области - в несколько миллионов".

Изменение роли и деятельности сельского самоуправления. Прежде, до реформ, "зачем нужен был рядовому гражданину председатель сельсовета? Так, всякие мелочи: взять справку, зарегистрировать брак или рождение ребенка, разобрать свару с соседом о передвижке забора на метр-другой .... Руководителю колхоза-совхоза председатель сельсовета также был не нужен. Зато последний и шагу не мог ступить без него. Ведь социалка "висела" на колхозе ... Грянули перемены. Где постепенно, а где сразу стала меняться роль председателя сельсовета. Менялось и название должности руководителя властной структуры на селе. Но дело не в названии, а в сути. Колхоз утрачивал свое значение (а его руководитель власть на селе) по целому ряду причин" (с. 211). Колхозу уже не хватает сил содержать социальную сферу села. Кроме того, помимо него на селе появились иные хозяйствующие субъекты (фермеры и др.) и председатель колхоза перестал быть хозяином земли, он оказался всего лишь одним из ее пользователей. Распоряжаться землей (значительной ее частью) сначала формально, а потом и фактически стал глава сельского самоуправления.

И самое главное, "с деградацией многих колхозов люди теряли работу и зарплату, становились никому не нужными. Только одно лицо в деревне несло за них моральную ответственность - глава сельской администрации. Председатель сельсовета (глава комитета сельского самоуправления) становился реальной властью на селе, с деятельностью которого люди связывают надежды на лучшую жизнь. ... Сельский руководитель нового типа считает себя ответственным за все происходящее на вверенной ему территории, а главное - за проживающих на ней людей" (выделено мной, с. 213).

Новые функции сельского администратора в Вологодской области проявляются в следующем. При сельских администрациях начали образовываться хозяйственные отделы, которые постепенно обзаводились техникой (тракторами, автомашинами, пилорамами, токарными станками и т. д.) и стали выполнять самые разные работы по обслуживанию социальной сферы села. Они "помогают населению в обработке приусадебных участков, заготовке сена, дров, уборке урожая. Главе комитета необходимы деньги на общественные нужды. ... Поэтому хозяйственный отдел ведет заготовку древесины, ее первичную переработку и реализацию" (с. 214). Эти хозяйственные отделы помогают селянам организовывать жизнь. "Можно по-разному относиться к производственно-хозяйственной деятельности сельской администрации. Иной скептик скажет: занимается сельский руководитель не тем, чем нужно. Может быть. Но зато не стоит с протянутой рукой, не просит у районного и областного начальства средств на самые элементарные сельские нужды. А главное, он в состоянии поддержать людей, над которыми волей судьбы оказался властен" (выделено мной, с. 222).

Сельские администраторы организуют сбор и сдачу молока. "Можно считать правилом в Вологодской области, когда сдатчик молока получает установившуюся цену (на начало апреля в Верховажском районе она составляла 3 рубля 50 копеек за литр), а сборщику молока остается дотация, выделяемая из областного бюджета (20 копеек). Таким образом, молочный конвейер с помощью и под надзором главы комитета работает успешно" (с. 215 - 216). Та же забота о сбыте мяса, картофеле и другой сельхозпродукции.

Перечисленные примеры показывают, насколько интересна, важна и, вместе с тем, необычна рассматриваемая книга для понимания процессов, идущих в сельской местности. Она поучительна для селян, сельских администраторов, муниципальных и государственных служащих, связанных с селом.

В заключение подчеркну, что для меня соседство этих двух книг в одном подарке, преподнесенном мне главой Некрасовского муниципального округа, было особенно знаменательно. Значит, он увидел и понял внутреннюю связь между ними, несмотря на всю их внешнюю несхожесть. Он понял главное - возрождать подведомственную ему территорию надо, опираясь, с одной стороны, на традиции предков, которые самое большое внимание уделяли умножению сил народа и созданию условий востребованности этих сил, а с другой - на те выводы, которые сделал В. В. Казарезов, изучая жизнь селян Вологодчины.

Итак, эти две книги содержат яркие, поучительные примеры возникновения многих традиций не только в старые времена, но и в гуще современной жизни. Я думаю, что они будут интересны самому широкому кругу читателей: преподавателям средней и высшей школы, студентам вузов, сельским жителям, государственным и муниципальным служащим, а также всем, кто интересуется историей отдельных уголков провинциальной России

Литература

  1. Вернадский В.И. Вопрос о естественных производительных силах в России с XVIII по XX в. // Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. С. 333-342.
  2. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования молодежи. // Эксперимент. Теория. Практика. М.: Наука, 1987. С. 238-252.