ЖЕНСКАЯ "ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ" В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ (1933-1939 гг.)


Германский фашизм (национал-социализм) - явление сложное и противоречивое. Как идеология, как политическая система и социальная практика он по сей день вызывает интерес историков, политологов и философов. Вокруг этих проблем идут ожесточенные споры исследователей. Особое внимание ученых привлекает социальная политика гитлеровской Германии, которая является ключом к объяснению долгое время отрицавшейся привлекательности национал-социализма. "Имперская трудовая повинность" (РАД) для девушек была важной составной частью женской политики гитлеровского режима. В ней наиболее полно выразилось внедрение идеологических догм в практику, затрудненное в других случаях различными сдерживающими факторами прагматического характера. Именно в трудовых лагерях должен был происходить отказ от якобы навязанного немецкому народу "омужичивания" женщины и ее возвращение к "данным природой" обязанностям.

Принуждение всякого рода, в том числе принуждение к производительному труду, является сущностной характеристикой всех тоталитарных режимов XX столетия. Крайними формами такого принуждения могут считаться архипелаг ГУЛАГ в Советском Союзе и концентрационные лагеря в гитлеровской Германии. Но наряду с ними в "третьем рейхе" существовали и другие, более мягкие формы, предназначенные для лояльных граждан и сочетавшие использование рабочей силы с другими задачами, причем эти другие задачи подчас выходили на первый план. В этой связи анализ истории "имперской трудовой повинности" также представляется весьма важным.

Нацистская историография возводила теоретические истоки женской "трудовой повинности" к периоду Великой Французской революции [1]. В действительности дискуссия о служебной обязанности женщин началась в Германии в 90-е гг. XIXв. и была вызвана изменившимся положением женщины в обществе. Участники дебатов - педагоги, деятели благотворительных и церковных организаций, либерально-буржуазного женского движения - выдвинули множество проектов организации женской трудовой повинности. Национал-социалисты заимствовали из теоретического багажа своих предшественников многие существенные элементы и воплотили их в жизнь в женской РАД: трудовая повинность для девушек должна быть не добровольной,а обязательной; девушки должны заниматься преимущественно работой по дому, сельскохозяйственным трудом, уходом за детьми и больными; трудовая повинность препятствует работе женщин в промышленности; труд девушек используется в интересах обороны; трудовые лагеря создаются не ради самих женщин, а для блага государства. Следовательно, идея трудовой повинности, как и многие другие идеи, воплощенные в жизнь в "коричневой империи", восходила к рубежу веков и была одним из вариантов реакции на глубокие изменения в политике, экономике, обществе.

5 июня 1931 г. правительство Г.Брюнинга в целях борьбы с безработицей создало организацию "Добровольная трудовая повинность" (ФАД). Однако женские трудовые лагеря оказались гораздо менее популярными, чем мужские. Девушкам предлагали такие непривлекательные виды работ, как стирка, уход за одеждой и поварская служба в мужских лагерях, возделывание земли для огородных участков, помощь поселенцам, работа в мастерских "зимней помощи". Кроме того, молодых женщин отпугивали тяжелые бытовые условия. Поэтому число участниц ФАД было крайне незначительным. Так, из 5 633 мероприятий, на которые были ассигнованы средства летом 1932 г., только 247 (4,4%) были предназначены для женщин [2]. Сначала девушки отбывали трудовую повинность в течение 20 недель, а с июля 1932 г. - 40 недель. Женские трудовые лагеря располагались в черте города или вблизи городов и все были "открытыми", то есть обитательницы находились в лагерях только во время рабочего дня. В качестве организаторов и руководителей женских трудовых лагерей -представителей службы - выступали различные общественные организации, большей частью антиреспубликанские и антидемократические.

Национал-социалисты встретили появление женских трудовых лагерей враждебно. До прихода к власти они мало думали о том, какое место должна будет занимать женщина при новом режиме. Немецкие исследователи отмечают отсутствие у НСДАП какой-либо четко очерченной, непротиворечивой женской идеологии. "Здесь национал-социализм был более сумбурным, более провинциальным и более мещанским, чем в какой-либо другой области," - пишет американский исследователь Д.Шенбаум [3]. "Уполномоченный фюрера НСДАП по трудовой повинности" полковник К.Гирль в мае 1932 г. высказался за "временный отказ" от организации нацистских женских трудовых лагерей, поскольку "трудовая повинность" должна была служить "не только подготовке к будущим семейным обязанностям, но и воспитанию чувства ответственности в отношении немецкого народа" [4].

После установления гитлеровской диктатуры интерес руководства НСДАП к женской "Трудовой повинности" оставался незначительным. Только к концу октября 1933 г. все трудовые лагеря были унифицированы, причем вследствие возникшей организационной неразберихи число обитательниц лагерей сократилось с 10 111 в августе 1933 г. до 7 347 в январе 1934 г. [5]. Наконец, 1 января 1934 г. была учреждена "Немецкая женская трудовая повинность" (ДФАД). Она была организационно отделена от мужской "Трудовой повинности" и в вопросах финансирования подчинена Государственной службе посредничества (ГСП). Территории тринадцати "земельных учреждений" ДФАД совпадали с округами тринадцати земельных бирж труда. Руководство ДФАД было поручено Г.Шольц-Клинк, обязанной взлетом своей карьеры протекции "заместителя фюрера" Р.Гесса. "Имперский трудовой фюрер" (с мая 1933 г.) Гирль мог влиять только на мировоззренческое обучение обитательниц лагерей.

Основой деятельности ДФАД стал компромисс между деятелями гитлеровской партии и государства, заинтересованными в первую очередь в идеологической обработке молодежи, с одной стороны, и хозяйственными руководителями, ответственными за рациональное использование женской рабочей силы, с другой. Этот компромисс выразился в "Директивах", подписанных Шольц-Клинк и президентом ГСП Ф.Сирупом 27 января 1934 г. [6]. Согласно этому документу, женская "Трудовая повинность" должна была служить воспитанию "будущей домохозяйки и матери" и способствовать "перенесению" женского профессионального труда "в семью и на клочок земли". Одновременно ДФАД предназначалась для достижения целей, "поставленных имперским правительством в демографической и экономической политике", было решено в первую очередь принимать в трудовые лагеря девушек, потерявших свои рабочие места.

Лагеря "Трудовой повинности" должны были представлять возможности для обучения домашнему и сельскому хозяйству, садоводству, уходу за домашними животными. Каждый лагерь специализировался в одной из этих областей, уделяя ей преимущественное внимание. Допускалось существование трех типов лагерей. Лагеря домашнего хозяйства и вспомогательной социальной работы учреждались вблизи города и охватывали в среднем 50 участниц. Их главной задачей было обучение городских девушек всем областям домашнего хозяйства путем работы в благотворительных организациях. Сельские трудовые лагеря охватывали примерно 30 участниц и имели целью обучение сельскохозяйственному труду путем работы в специальных "образцовых" крестьянских хозяйствах и на собственных земельных участках. Эти лагеря должны были существовать главным образом за счет самообеспечения продуктами питания. Лагеря для помощи поселениям имели по 10-20 обитательниц и предназначались для оказания помощи новым крестьянским дворам.

В ДФАД могли вступать девушки 17-25 лет "арийского происхождения", которые потеряли рабочие места или в течение двух лет после окончания школы не нашли работу. Работающие девушки принимались в ДФАД, только если предприятие докажет, что может обойтись без них в течение срока службы или нанять на их место другую рабочую силу. Окончательное решение об участии в "Трудовой повинности" той или иной претендентки принимал президент земельной биржи труда. Продолжительность службы составляла 26 недель, но могла быть сокращена и до 13 недель. Пребывание в ДФАД городских девушек распадалось на 2 периода по 13 недель. В течение первого периода их подготавливали к ведению домашнего хозяйства, затем переводили в другой лагерь и обучали сельскохозяйственному труду. Рабочее время составляло по меньшей мере 6 часов ежедневно, заменять производительный труд теоретическим обучением или воспитательными мероприятиями запрещалось.

Таким образом, "Директивы" представляли собой временный компромисс между воззрениями "идеологов" и "прагматиков" в руководстве нацистской Германии на задачи женской "трудовой повинности". В то время как первые видели в этой организации прежде всего воспитательное, идеологическое учреждение, вторые стремились превратить ДФАД в инструмент регулирования социальных и экономических процессов.

В середине 1934 г. большинство участниц поступало в трудовые лагеря из промышленных областей Германии: Саксонии, Рейнской области, Вестфалии. Только небольшой процент составляли уроженки аграрных областей - Восточной Пруссии и Померании. Хотя германская исследовательница 30-х гг. Р.Хервиг указывала как на главную причину вступления на "идеализм" и "желание" исполнять добровольную службу для отечества", даже она не могла скрыть настоящих побудительных мотивов: безработицы и стремления "получить прибежище на несколько недель" [7]. Девушек размещали в пустующих селениях, школах и фабриках. В качестве представителей труда выступали, как правило, бургомистры и "окружные крестьянские фюреры". Немногочисленные "лагеря домашнего хозяйства и вспомогательной социальной работы" располагались в черте городов или на городских окраинах. Преобладали "поселенческие" трудовые лагеря, которые дислоцировались в основном в восточных землях: Восточной Пруссии, Бранденбурге, Нордмарке, Померании и Силезии. Наконец, лагеря третьего типа - сельскохозяйственные - возникали главным образом в Центральной Германии.

Женская "Трудовая повинность" значительно уступала по численности мужской организации. В 1935 г. ДФАД насчитывала лишь около 12 тыс. участниц, в то время как в мужских лагерях работало свыше 200 тыс. юношей [8]. Причинами медленного роста были непопулярная деятельность в сельском хозяйстве и несогласие крестьян со строительством трудовых лагерей вблизи своих деревень. Но, несмотря на требования руководителей многих министерств и ведомств, ДФАД не была распущена. Сторонником воспитания преданного нацистскому режиму подрастающего поколения в трудовых лагерях был не только "имперский трудовой фюрер" Гирль, но и министр народного просвещения и пропаганды Й.Геббельс, а также министр науки, воспитания и народного образования Б.Руст. Он объявил шестимесячную трудовую повинность обязательным условием для поступления в вузы, рассчитывая тем самым сократить для женщин шансы на получение высшего образования.

26 июня 1935 г. Гитлер подписал предложенный Гирлем "Закон о РАД", который провозглашал трудовую повинность обязательной для "всех молодых немцев обоих полов", хотя ее распространение на девушек откладывалось "до дальнейших распоряжений" [9]. Опираясь на новое законодательство, "имперский трудовой фюрер" стал активно вмешиваться в дела ДФАД. Несмотря на возражения Шольц-Клинк, 1 апреля 1936 г. "Немецкая женская трудовая повинность" была распущена, а на ее месте создана "Имперская трудовая повинность для женской молодежи", подчиненная непосредственно Гирлю. "Земельные учреждения" ДФАД были преобразованы в 13 округов женской РАД. Единственное ограничение полномочий "имперского трудового фюрера" состояло в том, что для назначения руководительниц округов и групп лагерей было необходимо согласие Гесса [10].

Развитие женской РАД в 1936-1939 гг. характеризовалось унификацией и милитаризацией. К началу второй мировой войны "Трудовая повинность" располагала иерархически построенным корпусом руководительниц, для которых было введено восемь служебных званий по типу воинских и создана сеть специальных школ по всей стране. В 1937 г. должность руководительницы в женской РАД была официально признана особой женской профессией. Обитательницы трудовых лагерей получили униформу, обязательным атрибутом которой была нарукавная повязка со свастикой. Девушек стали именовать "работницами" - "Arbeitsmaiden" наполняя устаревшее слово "die Maid" (дева, девушка) идеологическим содержанием. Каждая буква обозначала одну из добродетелей, присущих немецкой женщине: der Mut - мужество, die Aufopferung -самопожертвование, der Idealismus - идеализм, die Demut - смирение [11].

Принципом функционирования административной пирамиды стал принцип фюрерства, подразумевавший исключительное право начальника принимать решения во всех областях жизни вверенного ему коллектива, используя подчиненных, ответственных за конкретные области работы, только как консультантов. В 1938 г. командный состав женской РАД состоял более чем из 3 тыс. руководительниц и только 761 из них могла принимать самостоятельные решения.

Низшей административной единицей по-прежнему оставался трудовой лагерь. Если в 1934-1935 гг. численность девушек в трудовых лагерях колебалась от 10 до 120 чел., то теперь лагерь приобрел единые очертания: на 44 "работницы" приходилось 10 руководительниц разного назначения. Самым малым подразделением женской РАД стало "товарищество", в которое входили 11 "работниц" и "старшая в товариществе". Как правило, "старшая в товариществе" была претенденткой на занятие штатной должности руководительницы в женской РАД. Следующую ступеньку в иерархии лагеря занимали 4 помощницы начальницы лагеря: "внеплановая" помощница не имела постоянной четко очерченной области задач; "помощница по лагерю" несла ответственность за физическое воспитание, проведение учебных занятий, наблюдала за рабочими местами в деревне; "хозяйственная помощница" осуществляла руководство работами на кухне, в прачечной, в доме и в саду; "администратор" занималась cлужебной перепиской и другими административными делами. Но только начальница лагеря несла ответственность за физическое здоровье обитательниц лагеря, за их "духовную и мировоззренческую ориентацию". До присоединения женской "Трудовой повинности" к РАД число трудовых лагерей было незначительным.С 1 апреля 1936 по 1 апреля 1939 г. оно возросло с 400 до 807 [12].

10-15 трудовых лагерей составляли группу, их общее число в апреле 1939 г. достигло 70. Руководительница группы имела в своем распоряжении пять сотрудниц, курировавших различные области работы в трудовых лагерях. 2-3 группы объединялись в округ, руководительница которого командовала целым штабом, состоявшим из отдела службы и организации, отдела кадров, отдела воспитания и обучения, отдела здравоохранения, отдела прессы и пропаганды. Руководительницы округов подчинялись непосредственно "имперскому трудовому фюреру". К началу войны количество округов возросло с 13 до 23 [13]. Административную пирамиду венчали "заместитель имперского трудового фюрера по РАД для женской молодежи" В.Декер и сам Гирль, который отчитывался непосредственно перед Гитлером.

После присоединения ДФАД к организации мужской "Трудовой повинности" Гирль направил усилия на скорейшее введение обязательной службы в РАД для девушек. Гитлер был готов дать санкцию на постепенное увеличение количества "работниц". В течение 1936-1938 гг. он подписал три указа, каждый из которых декретировал численный рост женской РАД. Летом 1936 г. в трудовых лагерях находилось около 20 тыс. девушек, в 1938г. - в среднем около 30 тыс., к началу второй мировой войны в женской РАД служили 36 219 чел. Но в целом в довоенные годы "Трудовая повинность" охватывала только 4% девушек каждого года рождения.

Численный рост РАД происходил на фоне возраставшего спроса всех отраслей экономики на женскую рабочую силу. Сокращение безработицы обостряло конкуренцию между общественными и частными работодателями, с одной стороны, и женской РАД - с другой. Так как трудовые лагеря не смогли обеспечить необходимой рабочей силой домашнее и сельское хозяйство, по требованию Г.Геринга 15 февраля 1938 г. был введен "год обязанности" для незамужних женщин моложе 25 лет. Его задача - предоставить дополнительную рабочую силу перегруженным крестьянским женам и многодетным семьям - была той же самой, что и задача женской РАД. Это было тяжелым ударом по планам "имперского трудового фюрера". В сентябре 1938 г. Гирль перешел в наступление и в речи на съезде НСДАП заявил, что "год обязанности" "не принес крестьянским женам и многодетным матерям той помощи, на которую они рассчитывали". По его словам, родители девушек были обеспокоены тем, что их дочери становились служанками у крестьян или домработницами в определенных семьях, так как это не гарантировало от опасности физического и морального ущерба. Предложить такую защиту могла, разумеется, только женская "Трудовая повинность" [14].

20 марта 1939 г. "имперский трудовой фюрер" направил в руководящий штаб "генерального уполномоченного по экономике" и в Верховное главнокомандование вермахта (ОКВ) "Проект закона об осуществлении обязательной РАД для женской молодежи в случае мобилизации". По мнению Гирля, "год обязанности" представлял собой только чрезвычайное мероприятие и не охватывал всех девушек. Чтобы противодействовать "отсутствию присмотра и недисциплинированности, которые так легко наступают во время войны", необходимо было собрать немецких девушек в трудовых лагерях. Против проекта высказались "генеральный уполномоченный по экономике" В.Функ и шеф ОКВ В.Кейтель: реализация плана Гирля лишила бы военные предприятия необходимой рабочей силы и усугубила бы путаницу компетенций различных органов. План "имперского трудового фюрера" был похоронен в ходе бесконечных дебатов.

Неудача "имперского трудового фюрера" объясняется тем, что одним из принципов работы государственного механизма "третьего рейха" была "организованная анархия" - параллелизм функций различных организаций и учреждений. Кроме женской РАД, в нацистской Германии существовали и другие организации, занимавшиеся воспитанием девушек и рекрутированием рабочей силы и имевшие не менее амбициозных и властолюбивых "фюреров", чем Гирль. В ряде случаев их деятельность была или казалась Гитлеру гораздо более эффективной, чем работа трудовых лагерей. Таким образом, хотя женская "Трудовая повинность" ни по своим теоретическим истокам, ни по практическому воплощению не была продуктом национал-социализма, она "в кратчайшее время выдвинулась в центр антифеминистской политики под знаком свастики" [15]. В период от прихода Гитлера к власти до начала второй мировой войны женская РАД прошла три этапа развития. Первый - с января по декабрь 1933 г. - характеризовался путаницей как в концептуальном, так и в организационном плане. Второй этап - с января 1934 по апрель 1936 г. - был периодом временного компромисса между прагматическими и идеологическими воззрениями на цели женской "Трудовой повинности" и этапом застоя в ее развитии. Третий этап - с апреля 1936 по сентябрь 1939 г. - был временем быстрого количественного роста женской РАД, ее унификации и милитаризации. К началу второй мировой войны РАД была организационно подготовлена к введению всеобщей обязательной трудовой повинности для девушек, пройдя путь от инструмента борьбы с безработицей до орудия индоктринации молодых женщин и реализации реакционных, утопичных планов восстановления доиндустриальных общественных отношений. Война привела к ужесточению государственного контроля за использованием трудовых резервов. Это открывало перед организацией Гирля новые перспективы.

Литература

[1] Marawske-Birker L. Der weibliche Arbeitsdienst. Leipzig, 1942. S. 24.

[2] Sachsse Chr., Tennstedt F. Der Wohlfahrtsstaat im Nationalsozialimus. Stuttgart, Berlin, Koeln, 1992. S. 78.

[3] Schoenbaum D. Die braune Revolution. Koeln, Berlin, 1968. S. 226.

[4] Hierl K. Ausgewaehlte Schriften und Reden. Band 2. Muenchen, 1941. S. 21.

[5] Winkler D. Frauenarbeit im "Dritten Reich". Hamburg, 1977. S. 53.

[6] Scholtz-Klink G. Aufbau des Deutschen Frauenarbeitsdienstes. Leipzig, 1934. S.13-19.

[7] Herwig R. Gemeinschaft und Frauenarbeitsdienst. Diss. Jena, 1935. S.20.

[8] Ruehle G. Das Dritte Reich. Das dritte Jahr - 1935. Berlin, 1936. S. 201.

[ 9] Reichsgesetzblatt. 1935. S. 769.

[10] Ibid. 1936. S. 633.

[11] Lueck M. Die Frau im Maennerstaat. Frankfurt am Main, Bern, Las Vegas, 1979. S. 98.

[12] Hierl K. Arbeitsdienst. Berlin, 1939. S. 19.

[13] Decker W. Der Deutsche Arbeitsdienst. Berlin, 1941. S. 48.

[14] Heirl K. Ausgewaehlte Schriften und Reden. S. 404-405.

[15] Bajohr S. Weiblicher Arbeitsdienst im "Dritten Reich". Ein Konflikt zwischen Ideologie und Oekonomie. //Vierteljahreshefte fuer Zeitgeschichte. 1980. Heft 3. S. 331.