О. Ф. Рожкова, Е. Н. Корсикова

Концепция воспитания в трудах В. О. Ключевского

В минувшем году исполнилось 160 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти Василия Осиповича Ключевского. Большинству из нас он известен как выдающийся русский историк дореволюционной России, тонкий философ, мастер художественного слова. Не счесть восторженных эпитетов: "Краса и слава Московского университета, краса и слава русской научной мысли, краса и слава русского художественного слова", "необычайно одаренный от природы человек", "провидец". Однако целый пласт творчества В. О. Ключевского до сих пор остается неизученным. Так, педагогическое мастерство ученого практически не исследовалось. А ведь он не только теоретик, но и один из ярких талантливых русских педагогов. Василий Осипович преподавал и в Московском университете, и в Духовной академии, и на Высших женских курсах Герье, был наставником наследника престола, сына Александра III Георгия. Его лекции всегда имели широкий общественный резонанс и собирали большие аудитории слушателей. Более того, В. О. Ключевскому принадлежит весьма оригинальная концепция воспитания детей. Рассмотрим ее подробнее. Мы обращаемся к изучению данной темы по ряду важных причин. Во-первых, проблема воспитания детей не утрачивает своей актуальности, а в нынешний переходный период развития нашего государства в связи с переосмыслением ценностей приобретает все большую и большую значимость. Это связано прежде всего с тем, что воспитание - вторая после научения сторона социализации ребенка, помогающая приобрести жизненный опыт. Воспитание направлено на развитие человека как личности и его отношения к миру, обществу, людям. Во-вторых, тема интересна тем, что ученый, живший в конце 19-начале 20 века, выдвинул идеи, созвучные с основными постулатами современной отечественной педагогики. И, наконец, внимание к теме обусловлено тем, что концепция воспитания В. О. Ключевского практически не освещена в отечественной и зарубежной литературе. А сделать это представляется возможным, опираясь на материалы его сочинения "Два воспитания".

Итак, перед нами волшебный мир воспитания, новые грани которого открывает великий Ключевский.

Чтобы лучше понять сущность процесса воспитания, он предлагает обратиться к историческому прошлому, которое издавна преподносило человечеству важные уроки. Он говорит о двух таких опытах, в которых семья и школа по-разному влияли на подрастающее поколение. Это "школа у домашнего очага" древней Руси и школьное воспитание новой послепетровской России XVIII века.

В древней Руси главное внимание при воспитании было обращено на житейские правила и нормы, нравственные, религиозные устои, а целью воспитания было привитие благонравия, кротости и смирения детям. Иной была цель публичных школ XVIII века: укрепить физические силы молодого человека, привить надлежащие практические навыки и наклонности.

На Руси воспитание осуществлял в основном глава семьи, а корректировал его на исповеди священник. Для воспитания детей в XVIII веке создавались специальные закрытые воспитательные училища, где находились дети с 6 до 20 лет под бдительным оком педагога-наставника.

Средства и методы воздействия на ребенка в обеих системах также были различны. Если в семейном воспитании древней Руси широко применялось физическое наказание, то в школах XVIII века оно исключалось полностью. Сама мысль о всякого рода насилии над ребенком казалась чудовищной. В училища ни под каким видом не допускали крепостных, дабы не нарушить гармонию души ребенка и воспитать из него свободную личность. В качестве средств обучения и воспитания на Руси применялись произведения народного фольклора( сказки, пословицы, загадки), а также использовался личный пример. Добрый пример воспитателя и в новой Руси являлся ведущим средством воспитания детей. Кроме того, особая роль в публичных школах отводилась ограничению всякого дурного влияния на детей, в том числе и семьи. Роль семьи в воспитании детей была фактически сведена на нет. На Руси же семья ежесекундно воздействовала на ребенка, и это воздействие было способно "продолбить какой угодно педагогический камень".

Несмотря на все различия, нравственный потенциал в обеих педагогических системах был схож и включал привычку к труду, смирение, кротость, повиновение, сострадательность, опрятность, честность и даже невысокое отношение к книжной мудрости.

Внимательно анализируя две коренным образом разнящиеся системы воспитания, историк выдвигает ряд педагогических постулатов.

Ключевский пишет о том, что педагогический процесс обязательно должен быть целенаправленным: "Идея школы слагается из известной цели, к которой направляются все образовательные средства, знания, навыки, правила, и из приложенных к этой цели приемов, которыми эти средства проводятся в воспитательную среду" [1]. Помимо этого, каждый учитель должен иметь определенный "умственный и нравственный идеал" ученика, к воплощению которого он должен стремиться. Действительно, это необходимо потому, что педагоги, живя и работая в настоящем, "строят" будущее. Воспитатель, не имеющий такого идеала, по мнению В .О .Ключевского, подобен играющему в жмурки, не знающему, что и кого он поймает в следующий миг. Максимум, на что способен такой педагог - продолжать воспитывать самого себя, другое у него просто не получится. Все учителя должны объединить свои усилия на пути достижения цели. Их действия не должны быть разрозненны, иначе "из них не выйдет цельного и складного дела". А цель воспитания В. О. Ключевский определяет так: "Сделать каждого воспитанника возможно точным снимком с этого образца, - и, предвидя возражения своих оппонентов, предвосхищает их, - да это обезличение, а не воспитание, подумают некоторые; это не школа, а казарма" [2]. Но ученый полагает, что лишение учащихся индивидуальности возможно лишь при очень сильном авторитарном воздействии. Кроме того, "в школе дети не родятся, а только учатся и воспитываются, они приходят туда откуда-то уже готовыми, хотя еще не зрелыми организмами, и опять куда-то уходят" [3]. Таким образом, школа есть важное, но промежуточное звено в цепи воспитания детей. Школа не может коренным образом изменить ребенка, ведь основы его личности закладываются еще в дошкольном возрасте. Она может лишь сгладить некоторые шероховатости, усилить и развить положительные качества. В. О. Ключевский подчеркивает значимость двух институтов воспитания: семьи и школы. Они не могут заменить друг друга, однако способны мешать осуществлению педагогического воздействия. "Дела обоих так тесно связаны между собою, что одно учреждение помогает или вредит другому уже тем, что свое дело делает хорошо или худо" [4]. Философ опровергает широко распространенное в то время мнение о том, что школа берет на себя функции обучения, а семья - воспитания. Такую педагогическую позицию В. О. Ключевского ярко иллюстрируют его собственные слова: "Семья и школа не сожительницы и не соперницы, это соседки и сотрудницы. Школа не может заменить семью, как и семья не может обойтись без школы. У той и другой свое особое воспитательное дело" [5]. Семья развивает задатки и способности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, школа вырабатывает умения общего типа, ориентирует на общепринятые нормы и правила, способствует формированию навыка работать в группе. Школьному учителю довольно сложно одновременно и обучать, и воспитывать детей. Это обусловлено законами работы человеческой психики. Ведь одним из свойств восприятия человека является его избирательность, проявляющаяся в преимущественном выделении одних субъектов и объектов перед другими. Поэтому объективно "школьный наставник в каждой из сорока устремленных на него пар детских глаз не может уловить того уголка зрения, под которым она привыкает смотреть на людей и вещи, это могут подкараулить только отец и мать" [6].

В. О. Ключевский в своей статье "Два воспитания" рассматривает два опыта воспитания детей, предоставленных самой историей. И делает это не случайно. Ведь, анализируя этот опыт, зная те ошибки, которые совершали наши предки, можно избежать роковых неудач в воспитании детей сегодня. Семья и школа не должны быть отделены друг от друга. Они совместными усилиями формируют нравственные установки и убеждения ребенка, его собственную систему ценностей, пробуждают эмпатию к другим людям. И, несомненно, важным связующим звеном между ними является наука педагогика. "Педагогия - не нянька, а утренний будильник: слово дано ей не для того, чтобы укачивать чужого ребенка, усыплять свои мысли, а для того, чтобы будить чужую" [7].

Такова концепция воспитания В. О. Ключевского - истинного гуманиста, чьи идеи так созвучны с основными постулатами современной отечественной педагогики.

Литература

  1. Ключевский В. О. Два воспитания. Соч. в 9 т. Т. 9. М., 1991. С. 6.
  2. Там же С.6
  3. Там же. С. 7.
  4. Там же. С. 7.
  5. Там же. С. 27.
  6. Там же. С. 27.
  7. Там же. С. 28.