ВЕК ПЕРИКЛА (сущность и проблемы афинской демократии)

ДИСКУССИОННЫЙ ВЕЧЕР (содержание и методика проведения)


Демократию как форму государственного устройства считают великим завоеванием древности. Однако мало кто из историков задумывался, почему путь к демократии растянулся на полтора столетия, а сам режим просуществовал лишь полтора десятилетия. Не менее интересен вопрос: почему демократия (народовластие) была нетерпима к инакомыслию? Почему в глазах современников демократия предстает как тирания большинства? Многие из этих и других вопросов, составляющих сущность афинской демократии, недоступны пониманию школьников в 6-м классе, но могут быть поставлены для обсуждения в курсе преподавания истории мировых цивилизаций в выпускном классе. Учитель не должен упрощенно воспринимать историю, искажать и модернизировать исторические процессы. Подборка материалов данной рубрики может оказать практическую помощь учителю.

Перикл стал символом политики и даже эпохи в глазах потомков, хотя он не был ни великим полководцем, ни великим реформатором. Он не изобрел ничего нового и лишь завершил то, что начинали его предшественники. Но именно при нем Афины стали могущественной державой, господствующей на морях. При нем они украсились величественными постройками Акрополя, превратились в интеллектуальный центр Греции, стали "Элладой в Элладе". Перикл помог окрепнуть и утвердиться народовластию.

Сам термин "демократия" следует применять лишь к истории Греции середины V в. до н.э. Ни при Солоне - знаменитом афинском мудреце, реформаторе, ни при Клисфене - другом политическом лидере Афин VI в. до.н.э. с сомнительным прошлым демократии не существовало. Солон предоставил народу только "почет"... "без лишних прав", а Клисфен допустил к управлению Афинами одну лишь "верхушку демоса", так как провозглашение равенства граждан перед законом при неоплачиваемости магистратур сводило право на участие в политической жизни всех граждан к лозунгу.

Реформирование системы государственного устройства Афин было фикцией при сохранении за Ареопагом (высшим государственным советом, органом власти аристократии) прав высшего законодательного органа, отвечающего за сохранение государственного порядка и привлечение к судебной ответственности. Только дискредитация членов Ареопага при Эфиальте (462-461 гг. до н.э.), повлекшая потерю значения государственного совета как высшего органа власти, позволила народному собранию (экклесии) занять освободившуюся нишу в системе государственного управления Афин. Этому же способствовала и победа греческого народа, прежде всего граждан Афин, в греко-персидских войнах, позволившая демосу добиваться дальнейшего расширения доли участия в политической жизни родины.

В период расцвета демократии народное собрание стало высшим законодательным, избирательным, контролирующим и обвинительным органом. Решения экклесии не подлежали контролю и утверждению.

В промежутках между созывами экклесии, подготавливая дела к очередным заседаниям и контролируя деятельность должностных лиц, непрерывно функционировал своеобразный президиум народного собрания - Совет пятисот, правительство Афинского государства.

Органом народовластия можно считать и суд присяжных (гелиею), состоявший из шести тысяч человек и защищавший афинский государственный демократический строй, выносивший приговоры об остракизме (изгнании), лишении гражданских прав, конфискации имущества без права обжалования.

Проявлениями афинской демократии следует считать следующие права граждан-мужчин, достигших 30-летнего возраста : равенство перед законом, право избирать на все должности и быть избранным на все государственные должности (кроме стратегов и казначеев), право каждого на законодательную инициативу, на опротестование принятых на народном собрании решений, на критику должностных лиц. В Афинах ежегодно пересматривались все законы, переизбирались все должностные лица (исключение было сделано лишь Периклу).

Гарантией права каждого на участие в политической жизни служила оплата должностей, к которой в IV в. до н.э. присоединилась плата за посещение народного собрания. В Афинах раздавались и театральные деньги, так как в те времена театр был средством политического и нравственного воспитания.

Ф.Арский, характеризуя афинскую демократию, писал: "Демократия достигла высшей точки и замкнулась в себе. Она существовала в себе и для себя. Она открыто провозгласила свое право повелевать и господствовать, презирая не только рабов, но и метеков. Опасаясь возвышения отдельных личностей, она сделала демос источником закона, высшим судьей и носителем истины, несокрушимо уверовав в то, что большинство всегда право. Сражаясь с призраком тирании, афинский демос превратился в коллективного деспота, требующего жертв как от собственных граждан, так и от союзников" (Ф.Арский. Перикл. М., 1971. С.197).

Вместе с тем демократия была направляемой и управляемой. Лидером афинской демократии с 444 г. до н.э. и на протяжении 15 лет был первый стратег Перикл, который оказался во главе "демократической партии" по логике политической борьбы: место лидера "аристократической партии" было "занято" Кимоном, прославленным героем греко-персидских войн, пользовавшимся огромной любовью у афинян. Стремление Перикла к лидерству, ярко выраженная амбициозность заставили его воспользоваться в качестве средства для достижения власти силой народа, " вопреки его природным наклонностям, совершенно не демократическим" (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.,1994.Т.1.). Периклу пришлось поначалу "заигрывать" с народом, сообщает нам Плутарх : он устраивал торжественные зрелища, пиршества, морские экспедиции. Лишь после того, как Перикл добился изгнания из Афин своих политических противников, Кимона и Фукидида из Алопеки, он оказался на вершине власти, единственным лидером страны. Перикл фактически стал единолично управлять Афинами. Плутарх по этому поводу замечает:" Но Перикл уже был не тот, - не был, как прежде, послушным орудием народа, легко уступавшим и мирволившим страстям толпы..., он в своей политике затянул песню на аристократический и монархический лад... По большей части он вел за собою народ убеждением и наставлением... Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и, направляя его к его же благу, заставлял его повиноваться своей воле" (Плутарх. Указ изд.С. 186).

Плутарх неоднократно упоминает о могуществе и всесилии Перикла, умении искусно управлять народом, а при характеристике государственного строя Афин при Перикле использует термины "единовластие", "тирания", "полная монархия".

Вместе с тем нельзя не признать, что у Перикла не было титула, возвышающего его над остальными гражданами, не было личной гвардии, как у тиранов, его деятельность не шла вразрез с существующими законами. У него было лишь одно существенное преимущество над остальными гражданами и оружие - уникальный ораторский дар, позволявший ему вести за собой толпу (Фукидид. История. М., 1915).

Характеризуя методы управления Перикла, историк Фукидид отмечает: "Перикл свободно правил массой, и не столько она руководила им, сколько он ею, потому что приобрел власть, не прибегая к недостойным средствам, и не имел вследствие этого нужды льстить толпе".

Неоспоримыми достоинствами Перикла как политика можно назвать ум и дальновидность, патриотизм, великодушие, бескорыстие.

Встав во главе "партии демократии", он думал не только о росте материального благосостояния и усилении политической активности граждан, но, главным образом, о росте могущества Афин. Не собственная слава, а благо отечества, по словам Фукидида, стали целью его жизни. Он не отделял своей судьбы от судьбы государства и жил в соответствии с теми обычаями и законами, которые считал образцовыми и наисправедливейшими для Афин. Он ни на драхму не увеличил своего состояния за годы многолетнего управления Афинами.

В то же время нельзя забывать, что Перикл принес афинянам не только славу, но и горе. Закон об ограничении гражданства был вызывающим средством дискриминации не только жителей двухсот союзных полисов, предавших вследствие этого Афины в Пелопоннесской войне, но также не коренных афинян. Сократ обвинил Перикла в том, что он развратил демос подачками, приучил к праздности, введя оплату должностей. Люди, окунувшиеся в политическую жизнь, отвыкали от производительного труда и стали относиться к нему как к занятию, достойному только рабов. Наконец, нельзя забывать, что по инициативе Перикла была начата Пелопоннесская война, а бездарный план ведения военных действий, разработанный первым стратегом, привел к поражению Афин и гибели демократического строя.

Учитель может помочь учащимся разобраться в ограниченности афинской демократии:

1. Лозунг "прямого народоправства" вряд ли был осуществим в связи с частотой проведения народных собраний (1 раз в 10 дней). Это делало нереальным право каждого, особенно живущего в отдаленных уголках Аттики, на участие в политической жизни.

2. Право "свободы слова, законодательной инициативы" могло быть реализовано людьми, обладавшими знаниями, обучавшимися риторике, наделенными ораторскими способностями.

3. Демократия оставалась демократией для избранных. 20 тыс. афинян, получивших при Перикле пособия или жалованье, открыто грабили союзные государства, растрачивая их средства не на строительство и оснащение кораблей, защиту, а на потребности демократического строя, украшение города, празднества.

4. Демократия нивелировала общество: народ ревниво следил, чтобы кто-нибудь из граждан не приобрел большего влияния. Незаурядных, ярких, способных политических лидеров заставляли покидать территорию страны из-за страха за разрушение созданных порядков.

Внутри политического режима, созданного в Афинах, отчетливо проявились зародыши гибели: 1. Замкнутость и ограниченность полиса порождали ограниченность мировоззрения его граждан. Они не могли великодушно поделиться своими правами с греками, наоборот, демонстративно подчеркивали свои права и привилегии перед негражданами своей страны. Свобода, возведенная в культ в Афинах, оборачивалась требованиями покорности для метеков и союзников. Эксплуатируемые союзники превратились в подданных афинских граждан. Никакие проявления свободомыслия и недовольства союзников были не допустимы. На территориях восставших союзников появлялись военные поселения (клерухии), им увеличивали форос, у них насаждались демократические порядки.

2. Суд - опора демократии по Периклу - превратился в орган преследования инакомыслия и сведения счетов с обидчиками. В Афинах появилась даже профессия доносчиков (сикофантов). Штрафы и конфискации стали обычным явлением, и, как следствие, расцвело взяточничество. Неподготовленность и неквалифицированность большинства судей обернулись против справедливости. Не в силах разобраться в изощренных аргументах ораторов, гелиасты голосовали, поддавшись настроениям, поддерживая тех, кто смог произвести впечатление.

3. Паразитическая психология афинских граждан стала главной социальной проблемой в IV в. до н.э.

"Век Перикла" полон проблем и противоречий, он далек от эры идеального государства, созданного в воображении многих историков.

При изучении темы учащимся следует познакомиться с биографией Перикла в изложении Плутарха, а также с исследованием Ф.Арского "Перикл", где содержится яркий обзор жизни греческих полисов V в. до н.э., cоcтавлены интересные диалоги, обрисован яркий сложный образ Перикла.

Вечер, посвященный Периклу, - это синтез конкурсных заданий и бесед учителя-организатора программы с учащимися по предлагаемым проблемам. Учителю желательно познакомиться с главами работ В.Бузескула "История афинской демократии". Спб., 1909, А.Боннара "Греческая цивилизация". Ростов-на-Дону, 1994, т.1, Г.Гулия "Перикл". М., 1993, а также с документами и комментариями издания "Античная демократия в свидетельствах современников". М., 1996.

В вечере принимают участие три команды. Каждое конкурсное задание сопровождается либо комментариями составителей, либо вариантами выполнения /образцами/ ответов, которые окажут помощь и учителю, и учащимся при подготовке к проведению вечера.

Содержание и методика

проведения вечера

ВЕДУЩИЙ предлагает ТРЕМ командам следующие задания.

ЗАДАНИЯ 1-3 имеют целью воссоздать облик Перикла - ЧЕЛОВЕКА.

ЗАДАНИЕ 1. ПЕРИКЛ В ЦИТАТАХ, ИЛИ КТО БОЛЬШЕ? Конкурс позволяет оценить знания источников, так как в сочинениях античных авторов сохранился объективный и беспристрастный облик Перикла.

Варианты высказываний о Перикле:

"Он сделал город из великого величайшим и богатейшим, могуществом превзошел многих царей и тиранов... Он был всесилен" (Плутарх).

"Он красноречив и умеет вести за собой толпу. А искусство политика не только в том, чтобы находить нужные решения, но - в еще большей степени - убеждать народ в их правильности" (Фукидид).

"Он образован, умен и дальновиден, способен предугадывать события и трезво рассчитывать их последствия" (Фукидид).

"Он безупречный патриот. И не потому, что он вечно клянется именем демоса: интересы сограждан неотделимы от его интересов. Он думает не о собственной славе, а лишь о благе отечества" (Фукидид).

"Перикл сосредоточил в себе и сами Афины, и все дела, зависевшие от афинян, - взносы союзников, армию, флот, острова, море, великую силу и верховное владычество" (Плутарх).

"Вон Зевс идет. А голова?.. - как Лук! И на макушке он свой Одеон несет; Небось теперь он рад-изгнанья страх прошел" (Кратин).

"Перикл может делать все, что ему угодно, и не только в этом городе, но и во всей Элладе; даже за ее пределами он имеет большое влияние у многих великих народов" (Современник Перикла).

ЗАДАНИЕ 2. "ОДНАЖДЫ"...

Методика проведения конкурса: одна команда вспоминает очень известную историю из жизни Перикла и пересказывает ее до кульминационного момента. Затем рассказ обрывается, а другая команда должна его продолжить, либо вспомнив историю, либо подобрав финал, соответствующий характеру, манерам поведения Перикла.

Варианты историй:

1. "Однажды какой-то распущенный человек, рассердившись за что-то на Перикла, стал при всех ругать и оскорблять его. Крик и проклятья не прекращались целый день. Перикл ничего не отвечал обидчику. Однако тот не успокаивался. Вечером, когда Перикл пошел домой, этот человек последовал за ним, громко выкрикивая оскорбительные слова. Было уже темно, когда они подошли к дому Перикла"...

Другая команда продолжает: "Прежде чем войти в дом, Перикл приказал своему рабу взять факел и проводить незнакомца до его дома."

2. "Однажды к Периклу явился гадальщик и, неся в руках отрубленную голову однорогого барана, предсказал ему, что скоро вся власть в государстве сосредоточится в руках одного человека. Действительно, Периклу удалось отстранить всех соперников, среди лидеров он остался один. Тем временем гадальщик потребовал награды"... Команда продолжает: "Но Перикл не поверил предсказанию и нашел достоверную причину появления животного с одним рогом."

3. "Однажды, когда Перикл болел, у него собрались друзья и стали расхваливать его как государственного деятеля и человека. Вдруг Перикл приподнял голову и сказал: "Вы хвалите меня за то, что совершали многие другие, а о самом замечательном из того, что я сделал, не говорите ни слова"...

Команда продолжает: "За все годы моего правления по моему приказу не был казнен ни один афинский гражданин".

ЗАДАНИЕ 3. "ПЕРИКЛ О МИРЕ ВОКРУГ НЕГО"

Ведущий предлагает командам на выбор 3 конверта с диалогами, которые надо разыграть по ролям и сделать вывод об отношении Перикла к рабству, народу, закону.

Вариант выполнения:

1-я команда: ПЕРИКЛ О РАБСТВЕ...

"Перикл в диалоге с Дамоном, учителем музыки, рассуждает о рабстве:

- Если государство процветает - жители счастливы, верно?

- Какие жители? Твой раб, например, которого бьют, если он не принесет вовремя продукты с рынка?

- Я говорю о свободных людях, о гражданах.

- А что такое человек?

- Ну, это... живое существо, способное говорить, чувствовать...

- Итак, человек смертен, наделен речью, способен чувствовать и размышлять. Верно? Тогда твой раб ничем не отличается от тебя.

- Но я ведь рожден свободным.

- Как и он. И,как он, можешь потерять эту свободу..."

ВЫВОД: Рабство было неотъемлемой частью мира, к которому принадлежал Перикл, поэтому рассуждения Дамона об отсутствии различий между рабом и свободным казались Периклу кощунственными. Вместе с тем рабам неплохо жилось в Афинах, по сравнению с другими полисами. Не случайно в античной литературе существовало мнение о пагубном воздействии демократии на рабство: афинские рабы казались распущенными, дерзкими, по внешнему виду мало отличавшимися от граждан.

2-я команда: Перикл о НАРОДЕ...

"- Ты сделал народ господином, Эфиальт. А может ли он быть таким, каким надо?

- Ты боишься народа, Перикл ? Или в тебе говорит кровь заносчивых предков?

- Народ, предоставленный самому себе?... Не знаю, верно ли это? Настроения его переменчивы, он обидчив, как ребенок, и слишком заботится о своем желудке.

- Накорми людей сначала, позволь не думать о завтрашнем дне.

- В казне вечно не хватает денег, когда толпы бездельников шатаются по улицам и не желают трудиться только потому, что труд считают постыдным занятием? Погляди, сколько людей толчется в городе?

- Безделье развращает, ты прав. Но ведь мы как будто нашли им занятие. Разве не будут они заседать в судах?

- Голодные?..."

ВЫВОД: В беседе с Эфиальтом показан страх Перикла перед народом в начале его политической карьеры. Эфиальт - вождь народа во время греко-персидских войн - был учителем Перикла. Благодаря его наставлениям Перикл решился привлечь народ к активной политической жизни, которая для многих пострадавших во время войн стала единственным средством существования. Для "содержания" демократии требовались средства. Ими стали деньги союзников.

3-я команда: ПЕРИКЛ О ЗАКОНАХ...

"-Не объяснишь ли ты мне, Перикл, что такое закон?- спросил Алкивиад. - Закон - это все то, что народ, собравшись вместе, постановит и письменно изложит относительно того, что следует и чего не следует делать. Все, что постановит высшая власть в государстве относительно образа действий людей, называется законом.

- А руководителю государства, если он тиран, можно не подчиняться?

- Покуда тиран у власти, его предписания тоже закон.

- Но ведь тиран просто приказывает и принуждает людей подчиняться его приказам, а это насилие, беззаконие.

- Да, я согласен. Все, к чему один принуждает другого, предварительно не убедив его, - насилие.

- Если верно то, что ты говоришь, то разве не будет насилием, а не законом, такое положение, когда народ, имеющий власть над остальным меньшинством, выносит решения, не убедив никого в их правильности?

-Возможно, ты прав.

ВЫВОД: Диалог с племянником Перикла - Алкивиадом показал, что Перикл сторонник закона, правопорядка. Отсутствие закона или неподчинение ему могут привести государство к гибели. Но в беседе с софистами (учителями мудрости), к которым принадлежал Алкивиад. Перикл зашел в тупик: люди, стоящие у власти, могут заставить подчиняться им с помощью беззакония - насилием. Не лучше ли тогда жить по законам природы или по потребностям личности? Перикл однозначно отвечал - нет, но доказать это софистам не мог.

ЗАДАНИЕ 4: ПЕРИКЛ-ПОЛИТИК

Цель: назвать наиболее яркие аспекты в деятельности Перикла - главы государства. Задания требуют проявления конкретных знаний и аналитических способностей: "отфильтровать" необходимые сведения в соответствии с поставленной задачей.

Методика: Капитан команды вытаскивает конверт с заданием: воспроизвести образ Перикла-политика. После обсуждения команда предлагает вариант ответа. Жюри следит, чтобы информация команды соответствовала заданию.

1-я команда: ПЕРИКЛ-СТРАТЕГ

Вариант выполнения

Перикл-участник греко-персидской войн, появился на политической арене в 469-67 гг. до н.э. Стал стратегом в 444 г. до н.э. По его инициативе начато строительство Длинных стен, превративших Афины и порт Пирей в неприступную крепость. Это заставило Спарту заключить с Афинами соглашение о мире на 30-летний срок.

- Расширил число афинских союзников на побережье Черного моря.

- Подавлял восстания союзников (на о-ве Самос).

- Основал г. Амфиполь (Фракийское побережье).

- Основал колонию Фурия (Южная Италия).

- Установил гегемонию в бассейне Эгейского моря.

- Добился изгнания политических противников.

2-я команда : ПЕРИКЛ-ДЕМАГОГ

(ВОЖДЬ НАРОДА)

Вариант выполнения

- В коллегию 9 архонтов был разрешен доступ граждан IV имущественного разряда - фетов.

- По его инициативе присяжные и члены Совета получали ежедневную плату за службу, граждане - деньги за театральные представления.

- Сироты, калеки получали по 1-2 обола в день. За государственный счет воспитывались дети павших героев. Всего 20 тыс. человек получали пособия или жалованье из казны.

- Выводил клерухии на территории союзников, тем самым Перикл решал аграрный вопрос в Афинах.

- Права афинских граждан даны только тем афинянам, оба родителя которых были гражданами Афин.

3-я команда : ПЕРИКЛ-ТВОРЕЦ

"ЭЛЛАДЫ В ЭЛЛАДЕ"

Вариант выполнения

- В 472 г. до н.э. Перикл был хорегом при постановке "Персов" Эсхила.

- Перикл приблизил к себе элиту греческого мира: Фидия, Софокла, Геродота, Фукидида, Анаксагора, Зенона, Гипподама.

- На деньги союзников начал строительство на Акрополе Парфенона, Пропилей, Эрехтейона, храма Ники Бескрылой.

- Дом Перикла и Аспасии стал центром духовной жизни Афин.

- В поэзии стали воспевать достоинства женщин. Драматурги делают женщину главной героиней трагедий.

ЗАДАНИЕ 5. ПОРАЗМЫСЛИМ...

Это наиболее сложный блок данной программы. На обсуждение выносится один из проблемных вопросов, например, ошибки Перикла.

Ведущий задает вопросы командам. Жюри фиксирует правильные ответы, оригинальность подхода к решению задачи, активность группы. Беседа может меняться в зависимости от ответов команд.

Вариант беседы

- Можно ли демократию V в. до н.э. охарактеризовать "демократией для избранных"? Объясните, почему.

- Согласны ли вы со следующими утверждениями: "Формально афинский демос являлся источником закона и права и считал, что он может делать абсолютно все, что сочтет нужным. Он существовал сам для себя, не подчиняясь никому, и потому легко мог превратиться в самодержца, своенравного и несправедливого. Афинские законодатели - от Клисфена до Перикла - понимали такую возможность и пытались защитить демократию от нее самой". (Ф.Арский. Указ изд.С.136)

- "Конфликт между личностью и обществом превратился в поединок между политическими деятелями, каждый из которых пытался устранить соперника силами того же общества. Парадокс заключался в том, что, низвергая одного, демос неизбежно возвышал другого" (Там же. С.112).

- Каких ошибок не удалось избежать Периклу в борьбе за лидерство и в период руководства государством?

- В чем заключались зародыши гибели демократии?

ЗАДАНИЕ 6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В заключение вечера участникам предлагается провести общее ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Форма представления может быть любая, например "Народное собрание"

Вариант выполнения

- Афиняне, я предлагаю вознаградить членов Совета пятисот за их труд и платить по одной драхме в день!

- Где, в каком городе Эллады вы увидите такое? Подумайте, что о нас скажут остальные эллины, когда узнают, что мы превратили священную обязанность в работу за плату, недостойную истинного гражданина.

- Но разве справедливо, чтобы граждане, ежедневно заседающие в Буле, терпели убытки из-за того, что вынуждены поступиться собственными делами? Союзной казной по-прежнему распоряжаются Афины, и мы вправе брать оттуда деньги по собственному усмотрению.

- Кто платит, тот приказывает, а кто получает деньги, - тот будет угрожать тому, кто платит. А не боитесь ли вы, что люди, от вас зависящие, постараются ни в чем не перечить вам, говорить и делать то, что вам нравится, а не то, что полезно и правильно? Вот почему я считаю проект Перикла порочным и опасным для государства.

- Заглянем в суть вещей. Каждый из нас служит отечеству? - Нет! А тот, кто служит, должен знать, что нет ничего позорного от того, что эта служба будет по достоинству оценена.

- Не случится ли так, что должности, которые почетны, станут просто выгодными? А если так, их начнут домогаться, преследуя корыстные цели. Вот почему я считаю, что Перикл лишь на словах намерен укрепить наш демократический строй. На самом деле он его подрывает.

- Перикл стремится к благоденствию полиса, но пока существует бедность, его нельзя достичь. Государство должно помнить о своем долге перед демосом. Перикл мечтает о справедливости и добре.

- Демос, заботящийся о судьбе всех нас и будущем Афин, должен получать плату.

Периклу удалось выиграть эту схватку с теми, кто считал постыдным и порочным превращение почетной обязанности служения государству в "сытный промысел". Экклесия приняла закон о жалованьи членам Совета.

ВЕЧЕР, посвященный ПЕРИКЛУ, заканчивается подведением итогов. Жюри называет команду, наиболее глубоко изучившую личность Перикла и его деятельность, разобравшуюся в сущности афинской демократии середины V в. до н.э.