РОЛЬ ИГРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Земляная Светлана Илларионовна, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ

 

Психологи (Л.С.Выготский) определяют игру как ведущий вид деятельности дошкольника. Сущностью игры является игровой процесс, в котором ребенок реализует в воображении свои желания, потребности. Но игра не является преобладающей деятельностью ребенка. Дошкольный возраст характеризуется как благоприятный для развития продуктивных видов рисования, лепки, аппликации, конструирования. В отличие от игры изобразительная деятельность должна иметь продуктивный результат. Как игра, так и изобразительная деятельность направлены на решение одной задачи - развитие личности дошкольника. Изобразительная деятельность будет развивающей, если она имеет творческий характер.

Определить точки соприкосновения игры и изобразительного творчества можно, рассматривая их в контексте культуры. Рассматривая игру как феномен сознания, необходимо определить ее на границе с неигрой, каковой и является творческая изобразительная деятельность. Творческий характер изобразительной деятельности определяется сознательным отражением в рисунке, аппликации, конструировании тех впечатлений, которые дети получают от восприятия окружающего мира. / Е.А.Флерина /. Изобразительное творчество в контексте культуры у дошкольников определяется тем, что ему присущи основные характеристики художественно-творческого процесса в изобразительном искусстве. Специфика художественного творчества заключается в том, что эта деятельность может быть понята как выход в возможность деятельности, то есть в сознание. Нечто аналогичное свойственно и игровой деятельности. В игровом действии деятельность ребенка становится самоустремленной и сознательной, то есть подчинена воле и сознанию. В ролевой игре необходимым условием является отделение себя играющего от игрового действия. Игра создает возможность сознательно владеть действиями: оперировать образами памяти, передавать образ неизобразительными средствами, выбирать те или иные изобразительные средства для воплощения образа в материале. В неигровой изобразительно-творческой деятельности ребенок слит со своими действиями, все его поведение определяется этими действиями. В процессе изобразительно-творческой деятельности на этапах возникновения замысла и его вынашивания игровой характер деятельности обеспечивает эстетическое восприятие материала, осознание условного характера образа. На этапе воплощения замысла предполагает сознательный выбор изобразительных средств, исключает стереотип, что ведет к новообразованиям творческой личности.

Для детей старшего дошкольного возраста характерно сочетание игровых и изобразительных средств передачи образа (Г.Г.Григорьева). Желая стать активным участником изображаемых событий, ребенок испытывает потребность в игровом отношении к образу. Содержание игровых приемов в этом возрасте определяется как игровое общение. Процесс коллективной изобразительно-творческой деятельности успешно осуществляется в условиях игры. При этом игровой прием создает положительную мотивацию деятельности, в которой раскрываются взаимоотношения детей, осуществляется "обучение" игровых персонажей, разгадываются загадки.

В экспериментальной работе по организации коллективного изобразительного творчества старших дошкольников в условиях игры было разработано и проведено три вида занятий, имеющих единый подход. Сюжетный мотив, определяя игровой характер общения детей, объединяет коллектив единой творческой задачей. Ролевые нагрузки распределяются так, что каждый участник свободен в воплощении творческого замысла. Формирование замысла на основе сюжетного мотива осуществляется в процессе знакомства детей с шедеврами детской литературы, посещения спектаклей, экскурсий.

На занятиях первого вида дети выступают в роли художников - мультипликаторов. Этот игровой прием вводится с учетом интереса детей к мультипликационным фильмам, а также их активности, жажды деятельности, наличия опыта в изобразительном творчестве.

На этапе подготовки к занятию задача педагога - актуализировать опыт эстетического восприятия произведения искусства. Организуя беседу, педагог делится с детьми своими впечатлениями, стимулирует активность детей, желание высказать свое отношение к героям произведения, умение через слово определить художественный образ.

Во вводной части занятия игровой прием помогает формированию замысла коллективной работы: дети получают письмо, в котором их приглашают принять участие в конкурсе мультфильмов. Впервые им предложена увлекательная, но незнакомая роль. Почувствовав некоторую неуверенность детей, педагог помогает детям обрести уверенность. Чтобы фильм по сказке получился интересным, все вместе обсуждают и создают сюжетный мотив. Каждый ребенок в группе - это неповторимая творческая личность, поэтому он выбирает тот момент в сюжетной канве, который ему близок, сокровенный смысл которого он смог бы раскрыть доступными изобразительными средствами.

Наступает момент воплощения замысла. Его успешному осуществлению помогает прошлый опыт творческой деятельности детей в сюжетном рисовании. Но в данной ситуации игровой мотив предъявляет особые требования к передаче сюжета - его смысловую связность. У каждого участника творческой деятельности образы персонажей, воплощенные в композиционном решении, получают личностное преломление. В этой противоречивой ситуации заложен глубокий воспитательный смысл. Испытывая потребность быть участником столь ответственной работы, каждый ребенок, с одной стороны, переживает свою сопричастность миру искусства, с другой, - только ему понятному, близкому миру переживаний, предпочтений, симпатий. На этом этапе рождается "личностный смысл" искусства и творчества (А.Н.Леонтьев).

В конце занятия педагог приглашает творческую группу / режиссера, мультипликаторов, оператора / осуществить "монтаж" фильма. Первое обсуждение может вызвать споры, несогласие в группе. В процессе "монтажа" фильма на длинной ленте из плотной бумаги анализ результатов творчества органично вписывается в игровую ситуацию, активность детей проявляется в предложениях, дополнениях, оценках. Затем фильм "демонстрируют" с помощью телевизора, выполненного детьми на занятиях по конструированию. После просмотра и обсуждения фильм упаковывают в коробку и отправляют на конкурс. Целесообразно этап "монтажа" и просмотра фильма осуществлять в свободное время, после занятий.

В другой экспериментальной работе задача развития изобразительного творчества мотивировалась пробуждением у детей сопереживания, сочувствия, желания прийти на помощь. Экскурсия в богатый свежими весенними красками лес обогащает эстетический опыт детей. Грусть на лицах детей появляется, когда они подходят к засохшему дереву на опушке. После экскурсии на занятии педагог поведала детям о чудесном дереве, которому сейчас плохо, его заколдовал злой волшебник, и оно потеряло листья. Дереву помогут все, кто станет его другом. Педагог приоткрывает детям тайну: ведь листья на дереве совсем не такие, как в лесу, они волшебные. Дерево живет потому, что на нем сохранился один волшебный лист. Дети подходят к мольберту, замирают перед "портретом" волшебного дерева, замечают один лист и взволнованно смотрят на педагога. Педагог снимает с ветки дерева волшебный листок, всматривается внимательно в него, предлагает детям потрогать его. Обращаясь ко всем доверительно, он говорит, что знает разгадку волшебства. Это волшебная палочка, которой нужно уметь правильно пользоваться, чтобы творить добро. Взмахом увлажненной кисти педагог "оживляет" лист, под тонким слоем акварели проступает портрет персонажа знакомой сказки. Дети вспоминают технику "волшебных" рисунков, выполненных восковыми прозрачными мелками или свечкой.

Оказывается, художники могут быть добрыми волшебниками, если своими рисунками смогут взволновать, пробудить добрые чувства у каждого из нас. Конечно, дети знают, как помочь дереву, и они готовы это сделать. На столах уже лежат листья (листы белой бумаги, выполненные в виде листьев), волшебные карандаши из свечки, кисти и акварель. Чем больше друзей будет у волшебного дерева, тем быстрее можно победить злого волшебника. Дети рисуют на листах портреты персонажей любимых сказок, а затем взмахом "волшебной палочки" - кисти с краской оживляют листья. Дети дарят листья дереву сказок, и оно обретает много новых друзей. Звучит музыка, возвещая о победе над злым волшебником, дети подходят к дереву, радуются его возрождению.

На третьем экспериментальном занятии эвристический характер изобразительной деятельности детей стимулирует игровой прием, реализуемый по принципу: отгадай и дорисуй. Поисковая творческая деятельность сопряжена с успешным решением изобразительной загадки.

На этапе предварительной работы педагог проводит викторину на тему "Мои любимые сказки". Цель данного этапа - активизировать работу памяти, воображения, формировать положительный эмоциональный отклик на характер образов произведений.

Вводная часть занятия начинается с изобразительной загадки, которую педагог задает группе. Внимательно всматриваясь в незавершенный рисунок, дети стараются узнать в нем знакомый образ. Тот, кто отгадал первым, получает право дорисовать, завершить рисунок и открыть конверт. Оказывается, это веселый медвежонок Винни. Он принес детям целую книжку загадок. Если каждый правильно сможет дорисовать свой рисунок, а затем объединить их вместе в нужной последовательности, то все вместе дети смогут назвать сказку. Дети всматриваются в незавершенные рисунки, выполненные простым карандашом, а затем с помощью фломастеров рисуют отгадки.

Когда все рисунки готовы, их раскладывают на столе так, чтобы Винни смог увидеть свою книжку в картинках. Дети называют сказку и получают в подарок от веселого медвежонка Винни книжку с этой сказкой, красочно иллюстрированной художником, а свою дарят Винни.

 

ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1965. № 6.
  2. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности М.: Просвещение, 1995. 62с.
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т.2.
  4. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Изд. Академии пед. наук РСФСР. М., 1961. 333 с.