1. Изменения на рынке труда и положение историков в ФРГ
"История: что ты хочешь с ней делать?" Этот вопрос студенты задают себе не часто, однако впоследствии его ставит перед ними сама жизнь. Большинство заявляет о своей готовности стать учителем, однако не все студенты смогут или захотят найти работу в школе. Ответ на вопрос, чем могут заняться вместо этого выпускники исторического факультета, часто оказывается слишком сложным как для студентов, так и для преподавателей. Лишь незначительное меньшинство студентов имеет четкое представление о своих профессиональных планах после окончания учебы; преподавателям же трудно следить за быстрыми изменениями на рынке труда. Поэтому не всегда ясно, к каким профессиям готовит нас высшее гуманитарное образование.
Объявления о наличии рабочих мест, где ищут историка, - большая редкость для Германии. Если указать слово "историк" при поиске работы через Интернет, можно получить ответ, что данные указаны неправильно. Предложения непосредственно для историков встречаются только в академической сфере. Это временные места для аспирантов и закончивших аспирантуру или же места учеников в музее, работающих без вознаграждения. Однако работу в музее или архиве, считающуюся классической для историка, найти непросто вследствие сокращения социальных расходов государства. В качестве альтернативной сферы занятости гуманитариев все чаще обсуждается экономика. "От Канта к калькуляции" или с "Лейбницем к Бальзену* " - такими заголовками пестрят страницы крупных ежедневных газет, посвященных образованию. Но мы не должны думать, что историческое образование ведет к безработице, даже если оно в определенной мере является "путем в неизвестность".
Ситуацию с профессией историка нужно, помимо прочего, рассматривать в контексте "новых трудовых отношений", когда на смену классическому, постоянному рабочему месту и линейной карьере приходят "проекты" и "временные альянсы". От современных профессиональных биографий ждут индивидуального свободного пространства и "многопрофильности" - не без влияния представителей "New Economy". Скептики говорят о скрытой безработице, мнимой самостоятельности и искусственном придумывании профессий. Это, в частности, можно прочитать между строк в таких книгах, как "Изобрести собственную профессию - как гуманитарии используют свои шансы". Очевидно, что неограниченные по времени, социально защищенные "нормальные трудовые отношения" давно уже канули в Лету. Сегодня в ФРГ из 30 миллионов работающих по найму только 13 миллионов имеют такое рабочее место. Наряду с 6 миллионами безработных около 11 миллионов человек находятся в состоянии частичной занятости. Это работающие неполный рабочий день или нанятые на ограниченный срок, сезонные или временные рабочие, занятые маловажной работой, занимающиеся частным бизнесом. Те, кого коснулась эта ситуация, считают ее кризисной в связи с утратой социальных гарантий и неопределенностью профессиональной карьеры, особенно по сравнению с "золотым послевоенным временем" или даже с социалистическим обществом. Однако никто не может анализировать положение на рынке труда с позиций экономической и социальной истории лучше, чем выпускники "исторического цеха".
Образовательный бум, имевший место до середины 1970-х годов, уже закончился. С конца 70-х происходит сокращение постоянных мест во всех классических профессиональных секторах для историков, то есть в науке, в архивном деле, в гимназиях. В высшей академической сфере эта тенденция была выражена не так ярко благодаря присоединению ГДР с ее развитыми научно-историческими учреждениями. Однако для сегодняшнего дня характерны такие явления, как поток заявлений на каждое место, освобождаемое на кафедрах, бесплатное проведение учебных занятий и сокращение заработной платы преподавателей, временно приглашаемых на кафедры. Таким образом, "ненадежные" трудовые отношения имеют место и в исторической сфере; их субъектов используют для "сглаживания неровностей на отшлифованном академическом фасаде". Но есть и противоположная тенденция: высококвалифицированные кадры оставляют работу в области академического образования, поскольку карьерные перспективы в высшей школе связаны с риском и "толканием локтями". Они ищут ниши вне университета и вне школы - часто не имея представления о том, какие требования к ним будут предъявлять и какие приобретенные в университете умения и навыки они смогут применить.
Некоторое представление о ситуации на рынке труда для историков дает статистика. Она свидетельствует о том, что число начинающих обучение с 1985 по 1995 г. возросло не на много, однако число выпускников, напротив, почти удвоилось. Доля защитивших диссертацию по специальности "история" выше среднего по сравнению с другими предметами. Однако нередки случаи, когда студенты бросают учебу или начинают изучать другой предмет. Число работающих не в педагогической сфере за последние десять лет также удвоилось; при этом многие историки были заняты на рабочих местах, не требующих высокой квалификации, и почти треть работала не по найму. Перерабатывающая отрасль приобретала все большее значение в качестве работодателя, и доля историков, занятых в экономике, возросла. Распределение по группам занятости показывает, прежде всего, рост числа работающих не по найму и уменьшение количества служащих.
С 1985 по 1996 г. безработица в Германии росла быстрее, чем занятость; она утроилась. Доля безработных историков составляет 10,5 %, она в два раза выше, чем в среднем у лиц с высшим образованием. Большинство безработных - это люди молодого возраста и женщины. Напротив, для западногерманских историков старшего возраста безработица не является проблемой.
В целом можно сказать, что почти во всех сферах профессиональной деятельности историков наблюдается уменьшение доли постоянной занятости на рынке труда. В среднем по ФРГ только 42 % всех магистров имели постоянное рабочее место, и еще 17 % - рабочее место с полным рабочим днем на ограниченный срок; остальные работали неполный рабочий день или по трудовому договору, и им - по крайней мере, частично - угрожала безработица. В рамках общих тенденций обнаруживается, что, несмотря на напряженное положение на рынке труда для учителей и неблагоприятную позицию гуманитариев в целом, ситуация с занятостью для историков в общем имеет положительные аспекты. Рост числа занятых выпускников-историков выше, чем средний прирост занятости у лиц с высшим образованием. Согласно имеющимся данным, число работающих выпускников вузов за последние 15 лет более чем удвоилось, хотя занятость в традиционных сферах и сократилась. Это показывает, что историкам удалось расширить занятость в частном бизнесе и открыть для себя новые сферы деятельности.
2. Потенциальные сферы профессиональной деятельности историков
Рассмотрим традиционные и близкие к специальности потенциальные сферы деятельности историка.
Наряду со школами, вузами и исследовательскими институтами историки традиционно работают также в библиотеках и архивах. Найти работу в традиционных областях историкам не так просто в связи с сокращениями государственных субсидий. Обычно для работы в архивах и библиотеках необходимо дополнительное специальное образование. Как правило, устанавливается жесткий возрастной ценз, требуется ученая степень. Но и имея дополнительную квалификацию и дополнительное специальное образование, историки, претендующие на работу в архиве и библиотеке, оказываются под угрозой конкуренции со стороны филологов, юристов или выпускников по соответствующим специальностям. Поэтому в "традиционном секторе" встречаются отклонения от нормальных трудовых отношений.
2.1. Работа историков в близких к специальности сферах на примере музеев и средств массовой информации
В музеях конкурентами историков являются выпускники специальностей "история искусства", "этнология", "археология", "естественные науки" и "педагогика" - в зависимости от особенностей музея. Здесь, помимо научной работы, необходима работа с экспонатами и личный контакт с посетителями музея. К задачам работника относится дидактическая и увлекательная подача экспозиции, проведение экскурсий и демонстраций. В последние годы конкретизируется представление о профессии "музейного педагога", который должен заботиться о доступности и понятности информации об экспонатах для посетителей самого разного возраста и социального происхождения. Однако при высокой значимости музеев в общественной жизни Германии (около 1000 млн. посетителей, около 5200 музеев) наблюдаются и противоположные тенденции. В то время как музеи, посвященные истории искусства и культуры, пользуются растущей популярностью, поддержка и финансовое положение ведомственных и государственных музеев находится в состоянии застоя. По этой причине сотрудники должны заниматься также целевым маркетингом, уметь работать с общественностью и потенциальными спонсорами. Из-за напряженного положения с рабочими местами те, кто хочет заняться этой профессией, оказываются в тяжелых условиях. Число постоянных мест сокращается, и условием приема на работу почти всегда является профессиональный опыт. Одновременно в Германии постоянно растут требования к квалификации - часто требуется ученая степень, а также готовность работать бесплатно на испытательном сроке. Так как постоянные рабочие места в музеях являются редкостью, многие выпускники начинают с работы над каким-либо проектом по трудовому соглашению: составляют концепции выставок, каталоги, оценивают архивные материалы, составляют программы по музейной педагогике, проводят экскурсии или отвечают за работу с общественностью.
Средства массовой информации дают историку шанс благодаря царящему в них многообразию. Традиционная отличительная черта средств массовой информации - открытый доступ (пусть даже не на ведущие посты) - остается неизменной. Так как единой системы профессиональной подготовки работников СМИ не существует, важной предпосылкой доступа часто является готовность бесплатно работать на испытательном сроке. В связи с изменениями, вызванными новыми информационными технологиями, возникают новые профессии, сливаются друг с другом разные в прошлом профессиональные сферы, что требует постоянно меняющейся квалификации. Для гуманитариев здесь имеются неплохие профессиональные шансы. Однако нельзя забывать, что они конкурируют и с теми, кто окончил специальные курсы повышения квалификации, и с "самоучками-практиками". На расширяющемся рынке рабочих мест в области мультимедийных средств лишь небольшие секторы остаются за средствами информации, издательствами и сферой образования или науки. Большинство рабочих мест - это услуги в области информационных технологий и работа в агентствах. Одним из основных требований наряду с профессионализмом является высокая коммуникабельность, поскольку правилом стала "работа в команде" в условиях сильного дефицита времени. Начать работать в этой области можно с практики или с обучения на рабочем месте.
2.2. Работа в сфере экономики и частного бизнеса, далекая от полученной специальности
Экономика - это область, в которой историку требуется много усилий по самообразованию и созданию имиджа: ни один начальник отдела кадров не знает, что ему делать с историком. Скорее он может представить себе возможную сферу деятельности социолога, педагога или психолога. Однако имеются и оптимистичные тенденции. Крупные предприятия повышают квалификацию сотрудников и расширяют коммуникацию внутри организации. Если в прошлом областями повышения квалификации были работа с компьютером или коммерция, то сейчас все большее место отводится развитию личности, навыков коммуникации и культурному образованию. Коммуникация внутри предприятия расширяется с помощью Интернета или журнала для сотрудников, которому необходимы редакторы. Работа с кадрами также требует педагогических и коммуникативных навыков, так что, помимо экономистов, находится работа и для гуманитариев. Но и здесь, как и в других сферах, требования предприятий быстро меняются и требуют большой гибкости сотрудников. От них ожидают хороших педагогических знаний, языковых навыков и соответствующего уровня самообразования.
"Пи-ар", или работа с общественностью, считается быстро растущей сферой деятельности. От сотрудников требуется способствовать росту известности предприятия и его продукции в письменной или устной форме. Многие предприятия нуждаются в воссоздании своей истории для создания корпоративного единства. Для этого часто требуется создание архива предприятия или публикация документации, необходимой для работы с общественностью. Это также дает шансы историкам.
Историки, работающие частным образом, живут заказами от издательств, музеев, предприятий. Используя свой опыт, они создают пакет предложений или пытаются получить заказы в отделах документации СМИ. Услуги, которые они оказывают, разнообразны: например, в Гамбурге есть "Институт экономической истории и истории фирм", который занимается "историческим маркетингом", благодаря которому фирмы приобретают большую известность; мюнхенская фирма "Геродот" гарантирует, в числе прочего, проведение культурных мероприятий в исторической атмосфере, а берлинская фирма "Facts and Files" ("Факты и материалы") помогает коммерческим банкам в расширении деятельности на востоке, собирая документы по истории принудительного труда. Чтобы начать работать в этой сфере, требуется высокая специальная компетенция, предприимчивость и идея, которую можно реализовать в условиях рынка.
2.3. Квалификационные профили историка
Широкий спектр потенциальных сфер профессиональной деятельности свидетельствует о том, что ориентация исторического образования на какую-либо конкретную профессию едва ли имеет смысл: слишком различны сферы деятельности и соответствующие специфические требования. Поэтому необходимо способствовать развитию широкого спектра квалификационных характеристик историка, которые могут иметь значение для его будущей профессиональной деятельности. Здесь следует различать: а) квалификацию в области конкретной специальности, б) индивидуальную квалификацию и в) общепрофессиональную квалификацию.
Квалификация по специальности - это, применительно к специальности историка, понимание исторических взаимосвязей, способность к систематическому и эффективному получению исторической информации, методическая и комплексная разработка исторических проблем, дидактически правильная передача исторических знаний, междисциплинарное мышление.
Индивидуальная квалификация - это уровень общего образования, коммуникабельность, способность к критике, умение оценивать свою работу, самодисциплина, выдержка, устойчивость к стрессам, умение работать в команде, способность к творческому подходу, целеустремленность, географическая мобильность.
Наконец, под общепрофессиональной квалификацией следует понимать умение работать с компьютером, знание иностранных языков, умение написать текст, ориентированный на конкретного адресата, опыт практической профессиональной деятельности, опыт пребывания за границей.
Проблема, как правило, заключается в том, что существующая система подготовки историков не формирует у них некоторых общепрофессиональных навыков. Даже если разрыв между навыками, полученными в процессе обучения, и тем, что необходимо в профессиональной жизни, невелик, историки наталкиваются на трудно преодолимое противоречие между своим образованием и распространенным в немецком обществе стереотипом о расплывчатости их профиля, который порой обуславливает их негативный имидж. Способности историков к обобщению вкупе с глубокими специальными знаниями, таким образом, могут оказаться лишь помехой, если работодатели предпочитают практические знания, связанные с производственными сферами деятельности.
3. Возможности включения профессиональной ориентации в историческое образование
С 1996 года при факультете истории и философии университета г. Билефельда существует "Профессиональная мастерская "История". Она видит свою задачу в том, чтобы внести вклад в профессиональную ориентацию и квалификацию студентов-историков. Разрабатываются и опробуются формы обучения, ориентированные на практику; по инициативе мастерской развивается разносторонняя кооперация между историческим факультетом и другими учреждениями. С учетом методики преподавания подчеркивается и расширяется профессионально-практический потенциал изучения истории. Работа мастерской осуществляется через бюро, помогающие при прохождении практики, и так называемые "проекты кооперации". Мастерская поддерживает множество внешних контактов с институтами и предприятиями, с работающими историками, а также обменивается опытом и практическими инициативами. Собирается актуальная и реалистичная информация о различных профессиональных сферах и изменении трудовых отношений, которая может оказаться важной для историков; она учитывается и в организации процесса обучения, и при прохождении практики.
Кроме того, мастерская занимается поиском представителей различных предприятий, к которым студенты могут непосредственно обращаться за помощью и консультацией, организацией мест для прохождения практики. Во время практики много студентов обращаются за помощью в бюро. Консультации последнего не ограничиваются предоставлением адресов для прохождения практики, а применяют "интегрированный подход". Поскольку практику следует рассматривать как решающий шаг во внеуниверситетский профессиональный мир, а конкретные представления о профессии студенты-историки имеют только в редчайших случаях, при выборе подходящего поля деятельности и места прохождения практики учитываются интересы студентов, ход обучения, профессиональные перспективы, общие способности и практический опыт, а также личная ситуация студентов. Наряду с консультированием обязательны отчеты студентов о прохождении практики. Они помогают мастерской собрать нужную информацию об учреждениях, предлагающих места для прохождения практики, а студентам - использовать опыт своих товарищей. Кроме того, таким образом осуществляется контроль за "внеуниверситетской" частью образования. Информация об имеющихся на данный момент местах для прохождения практики не только вывешивается на доске объявлений, но и вносится в банк данных на сайте профессиональной мастерской, где нужные сведения можно получить непосредственно через Интернет; об особенно интересных предложениях студентам сообщают преподаватели. Практика дополняется специальными семинарами, посвященными специфике работы в различных областях.
Другим направлением деятельности мастерской является исследование профессиональных сфер, в которых работают историки. Для использования полученной информации на практике применяется система докладов, дискуссий или семинаров, проходящих параллельно с практикой. Одновременно вводятся формы проведения семинаров, которые формируют связи между научным преподаванием и обучением, с одной стороны, и профессионально-практической компетенцией, с другой. Таким образом, через внеуниверситетских партнеров по кооперации передается опыт, которым не владеет сам по себе исторический факультет. При этом студенты получают множество возможностей завязать контакты с профессиональным миром, что помогает им в индивидуальной профессиональной ориентации.
* Немецкая фирма, производящая печенье. - Прим. переводчика