В конце I - II веках происходят важные процессы в формировании христианской церкви и христианского учения. Немногочисленные общины христиан, существовавшие в I веке в Риме, Палестине и Малой Азии, распространяются в восточных провинциях Римской империи - в Малой Азии, в Сирии, на Балканском полуострове ( Афины, Коринф, Филиппы, Фессалоники); в Северной Месопотамии; в Египте (Александрия, Асьюта, Хенобоскин). Более медленно, чем на востоке, христианство распространяется в западных провинциях - в Галлии (Лугунде, Виене); в Испании, в Северной Африке. Если в I веке христианские общины существовали лишь в городах, то в конце II века они появляются в сельской местности, в первую очередь в Малой Азии.
Изменяется не только количественный, но и качественный состав христианских общин. Кроме постоянного прихода бедняков, представителей низших слоев населения, преобладавших в общинах в I веке, во II веке, в них появляются состоятельные люди, люди, занимавшие высокое социальное положение в римском обществе. Во втором веке среди христиан появляются образованные люди, знакомые с греческой философией. Эти процессы продолжаются и в III веке.
Отдаление евангельских событий во времени, распространение христианства на новых территориях, увеличение числа проповедников и неизбежные некоторые расхождения в содержании их проповедей привели к необходимости записи всех сведений о жизни, смерти и учении Христа.
Таким образом, после длительного господства устной традиции в конце I - начале II века появляется раннехристианская литература. Первыми записями учения считаются логии. Позже на их основе составляются евангелия, появляются апокалипсисы, послания, деяния. Появление в христианских общинах образованных людей привело к составлению ими апологий. Самая ранняя, известная сейчас апология была составлена в середине II века Аристидом. Целью составления апологий была критика, в основном, греческой, римской религии и философии, и доказательство преимущества христианства перед ними. Кроме апологий уже во II веке появляются полемические сочинения, защищавшие взгляды одних христианских групп и осуждавшие других.
Большое количество раннехристианских сочинений, иногда даже противоречащих друг другу, привело к необходимости их отбора и составления канона Нового Завета. Этот процесс также начался во II веке. Первый, известный сейчас список канонических книг - "Канон Муратори", был составлен в 200 году. Процесс составления канона продолжался в III - IV веках и закончился в 419 году после Карфагенского собора.
Вероучительные споры были важной частью жизни христианской церкви в конце I - начале II века. Отсутствие единства в вопросах вероучения привело к появлению различных направлений в христианстве, признанных впоследствии еретическими. Это монтанисты, эбиониты, николаиты, гностики, последователи Маркиона.
В конце I - начале II века происходит становление епископальной церкви. Увеличение и изменение состава раннехристианских общин, необходимость решать организационные вопросы привели к выделению особых людей, руководящих повседневной жизнью общины. Ими стали пресвитеры-епископы. Они собирали взносы, распределяли помощь нуждающимся, навещали заключенных, больных, готовили убежища во время гонений. Но отсутствие единства в вопросах вероучения, необходимость составления канона приводит к расширению их функций. Пресвитеры-епископы становятся руководителями не только в повседневно-организационной, но и в духовной жизни общины. Об их авторитете в духовной жизни не раз говорят "Деяния апостолов". Кроме пресвитеров-епископов в общине были дьяконы, их помощники; пророки; апостолы; евангелисты. Но уже во II веке среди пресвитеров выделяется старший, который становится епископом. Он вводится в должность через обряд рукоположения и получает право причащать, отпускать грехи, рукополагать других епископов. Его авторитет в вопросах веры становится непререкаемым. Таким образом, к конце II - начале III века епископы становятся единоличными руководителями общин.
Одновременно с усилением власти клира в общинах абстрагируется понятие "эклессии", появляется понятие "кафолической церкви" и формируется идея о ее непогрешимости. Отдельные христиане могли ошибаться, но церковь нет. Абстрагирование понятия "церкви" и процесс ее отделения от конкретных верующих, усиление авторитета и власти клира внутри общин, происходящие во II веке, были началом процесса становления церковной организации, продолжавшемся в III и IV веках.
Во II веке формируется христианская этика, мораль. Если в I веке, во время сильнейших эсхатологических настроений христианская этика заключалась в отказе от норм "этого" мира, в единении в вере, то во II веке ситуация стала меняться. Второе Пришествие не наступало, и христиане, не признавая "этого" мира, но оставаясь жить в нем, должны были выработать более конкретные нормы поведения. Поэтому формирование христианской этики было одной из важнейших задач церкви. Отдельные наставления, правила поведения, появившиеся уже во II веке, в III - IV веках перерастают в полное, многогранное учение о человеке, его месте в мире, цели жизни, путях совершенствования и посмертной судьбе.
Итак, в конце I - II веках увеличивается количество последователей Христа, изменяется состав раннехристианских общин, возникает раннехристианская литература, идут вероучительные споры, начинается составления канона Нового Завета, происходит становление епископальной церкви, формирование христианской этики. Эти и другие жизненно важные для раннехристианских общин процессы не могли не отразиться в раннехристианской литературе того времени, часть которой впоследствии была признана апокрифической.
К таким произведениям относится написанный в форме апокалипсиса "Пастырь". Он был составлен во II веке. Его автором считается Герма, брат руководителя римской общины. "Пастырь" состоит из трех книг: "Видения", "Заповеди", "Подобия". "Пастырь" отличается от большинства произведений раннехристианской литературы того времени. Евангелия, деяния, апологии писались как для христиан, так и для нехристиан. Они должны были поразить их воображение, показать преимущества христианства, привести к принятию его, а христиан укрепить в их вере. "Пастырь" же написан, в первую очередь, для христиан. Как "Откровение Иоанна Богослова" и "Апокалипсис Петра" он возвещает о близком Втором Пришествии, о наказании грешников и торжестве праведников. Но в нем нет такой остроты эсхатологических настроений, таких ярких описаний наказания грешников и торжества праведников. "Пастырь" призван не сколько устрашить и поразить читателей, убедить их принять христианство или покаяться в грехах, сколько дать наставления христианам как вести себя в повседневной жизни. В этом отношении к нему ближе "Дидахе" (II век), третья часть которого является руководством в повседневной жизни общины. Но, в отличие от "Дидахе", где эти правила излагаются в форме наставлений, в "Пастыре" они излагаются в более живой форме диалога между главным героем Гермой и героями его видений - церковью, ангелами.
Хотя "Пастырь" долгое время почитался многими верующими как священная и боговдохновенная книга, отношение к нему было неоднозначным. Так, например, "Пастырь" отсутствует среди канонических книг в "Каноне Муратори" (200 год), но включен в состав канонических книг Нового Завета в Синайском кодексе (IV век). Причинами такого противоречивого отношения и последующего исключения "Пастыря" из окончательного варианта канона является то, что его автор Герма не был учеником Христа, апостолом. Кроме того, в "Пастыре" иначе чем в канонических Евангелиях объясняется притча о виноградорях; толкование лиц Троицы далеко от канонического; Иисус Христос не выступает как ипостась Бога-Отца; автор не выделяет особой роли клира в жизни церкви. Несмотря на эти расхождения "Пастырь" был любим и почитаем многими верующими. На авторитет "Пастыря" в своих трудах ссылаются Ириней Лионский, Ориген, Климент Александрийский.
Почему же апокриф был так любим и уважаем верующими? Возможно, причинами такого отношения могли быть особенности изложения материала: актуальность содержания, рассмотрение в нем важнейших проблем и процессов, происходящих и волновавших христианские общины того времени, и в то же время доступность их изложения для большинства верующих. Само появление "Пастыря" было вызвано важными изменениями, происходившими внутри христианских общин во II веке. С расширением их состава появилась необходимость объяснить неофитам смысл заповедей, евангельских притч. Эти функции и выполнял "Пастырь". Рассмотрим более подробно этот апокриф.
Главным героем "Пастыря" является христианин Герма, от лица которого ведется повествование. Герма горожанин, "выходец из "низов" (вольноотпущенник), пытавшийся разбогатеть на торговых операциях". (1) Выбор главного героя неслучаен. Он отражает состав раннехристианских общин, в которых преобладали горожане и в состав которых во II веке приходят представители средних слоев общества. Кроме того, в образе Гермы дается возможное решение сложной проблемы, появившейся перед христианами во II веке - проблемы поведения христиан в окружающем мире: отношение к мирским делам; отношение к семье и браку вообще; к непослушным, согрешившим перед Богом домочадцам; черты характера христианина.
Итак, рассмотрим образ Гермы. Герма, как говорилось выше, христианин, "выходец из низов (вольноотпущенник), пытавшийся разбогатеть на торговых операциях". Герму посещают видения, приходящие к нему во время сна или молитвы. Они беседуют с Гермой и сообщают, что на его семью гневается Бог. Бога прогневали жена и дети Гермы. "Дети твои, Герма, отступили от Господа, хулили Его". (2) Жена его была "не воздержана в речах". (3) Наказанием за их грехи являются "мирские дела", вся тяжесть которых лежит на Герме, как на главе семьи. Жена и дети "не могут быть наказаны, если ты, глава всего дома не подвергнешься наказанию. Ибо все, что претерпеваешь ты, неизбежно претерпевают и они, а при твоем благополучии , они не могут испытать никакого мучения". (4) Но в грехах семьи есть вина и Гермы. Он, "любя детей, не вразумлял своего семейства, но позволил им сильно развратиться". (5) Хоть Герма и наказан за грехи своей жены и детей, но он "не помнит неправды детей своих, и не оставляет жены своей, но заботится о том, чтобы они освободились от прежних грехов". (6) Таким образом, в "Пастыре" отсутствует негативное отношение к браку, семье и детям, характерное для части христиан в I веке. "Пастырь" говорит об ответственности мужа за семью, о необходимости заботиться о ней. Семья, жена, дети не рассматриваются здесь как факт, мешающий христианину в достижении Царства Божия. Но не все апокрифы II века разделяли это мнение. Так, например, "Деяния Иуды Фомы апостола", признавая связь между родителями и детьми, зависимость их судеб друг от друга, крайне негативно отзывались о браке, семье, детях, рассматривая их как серьезную помеху в жизни христианина.
К самому Герме герои его видений настроены доброжелательно, потому что он терпелив, умерен, весел (7), прост, незлоблив (8), имеет глубокую веру и открытое сердце. (9) Эти черты характера часто подчеркиваются в тексте. Пастырь, церковь, беседуя с Гермой, показывают ему множество различных образов. Герма любознателен, он хочет не просто видеть их и верить им, но и понимать истинное значение увиденного. Он честно признается в своем непонимании, просит его вразумить, спрашивает о смысле видений. Стремление Гермы к истинному познанию согласуется со словами Евангелия "... и познаете истину, и истина сделает вас свободными". (10)
Герма честен и непосредственен. Сам вспомнив свой грех лжи, он горько плачет и честно признается в нем. (11) Герма часто молится. Он доверчив и послушен, выполняет все, что ему прикажут.
Таким образом, отличительными чертами Гермы являются простота, незлобливость, умеренность, честность, терпение в испытаниях, любознательность, искренность в вере, доверчивость, послушание, то есть то, что в большинстве случаев свойственно детям. А именно эти качества дадут возможность человеку войти в Царство Небесное. "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". (12)
Но Герма не так прост и "неразумен". При первой встрече с Пастырем он не сразу доверился ему, а хотел его испытать, так как Герме показалось, что Пастырь его искушает. Герма поступает так, как говорится в Евангелии : "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они, потому, что много лжепророков появилось в мире". (13) Лишь проверив, узнав Пастыря Герма полностью доверяется ему. Герма настойчив в своей цели - понять увиденное. Его любопытство не праздное. Он хочет знать, чтобы не совершать тех или иных поступков. "Желал бы я знать действие гнева, чтобы уберечься от него". (14) Собеседники Гермы часто говрят, что он "искусен" в вопросах. Эта "искусность" вопросов состоит не в красноречии Гермы, а в актуальности содержания вопросов. Герма не просто запоминает увиденное и сказанное, но и размышляет над ним.
Таким образом, Герма прост и умен одновременно. Он не просто воплощает качества, дающие возможность христианину, по мнению автора апокрифа, достичь Царства Божьего, но и олицетворяет слова Христа о том, какими должны быть живущие в мире Его последователи. "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: и так будьте мудры как змии, и просты, как голуби". (15)
Кроме самого образа Гермы формирующаяся христианская этика отразилась в явившихся к нему в видениях. Это девы, символизирующие добродетели (Вера, Воздержание, Простота, Невинность, Скромность, Знание, Любовь), верующие, из которых формируется здание церкви (простодушные, добрые, милосердные, терпеливые, скромные, чистые сердцем, соблюдающие заповеди). Кроме этого, вопросы этики подробно разбираются во второй книге - "Заповеди".
Более тщательно, чем христианские добродетели, автор "Пастыря" рассматривает грехи христиан. Грехи и пороки олицетворяют женщины (Коварство, Неверие, Сластолюбие, Ложь, Ненависть), верующие, не допущенные в здание церкви (коварные, лицемеры, клеветники, двоедушные, отступники, злопамятные, стремящиеся к наслаждению). Во второй книге "Заповеди" Пастырь подробно рассказывает Герме о действии гнева, зла, печали, уныния на человека и о том, как их избежать. В третьей книге "Подобия" рассказывается о мере наказания грешников, красочно описываются сами наказания.
Приход в раннехристианские общины представителей средних и высших слоев общества отразился в ином отношении к богатству и к богатым. Если "Откровение Иоанна Богослова", Евангелия безоговорочно осуждают богатство, то автор "Пастыря" относится к богатству терпимо. Он призывает богатых к благотворительности. В притче о вязе и винограде обосновывается взаимная зависимость богатых и бедных - богатые помогают нуждающимся, сохраняя им жизнь, а бедные молятся за богатых, давая им возможность обрести вечную жизнь.
В "Пастыре" разбираются такие важные для повседневной жизни христиан вопросы как вопрос о покаянии, о постах, о целомудрии и разводе, о причинах впадения в грех. Герма задает Пастырю вопрос, который, вероятно, задавали себе многие верующие и желающие стать ими: "Способен ли человек выполнять заповеди, потому, что они очень трудны?" (16)
В "Пастыре" разбираются важнейшие для христиан II века догматические вопросы. Так во второй книге "Заповеди" делается попытка сформулировать символ веры. Вопросы о сущности Иисуса Христа, Его отношение к Богу-Отцу рассмотрены в притче о виноградорях. Иисус здесь не является ипостасью Бога-Отца. Он Его сын и раб одновременно. За спасение людей Бог-Отец делает Его своим наследником. Автор "Пастыря" пытается "утвердить традицию Воскресения Его во плоти и в то же время сохранить веру в Него, как в существующего от века Сына Божьего. ... Предлагая свое понимание сущности Иисуса, Герма, вероятно, стремится сгладить противоречия между разными христианскими группами". (17) Автор "Пастыря" пытается решить вопрос, особенно волновавший христиан первых веков, - вопрос о сроках Второго Пришествия. Для этого он рассказывает о видении строительства единой церкви. Церковь объединяет всех живших и живущих христиан. Второе Пришествие наступит тогда, когда будет достроена церковь. До этого момента христиане еще могут покаяться в грехах, а язычники обратиться в христианство. "Пастырь" говорит о больших требованиях предъявляемых к христианам, чем к нехристианам. "Покаянию праведных положены сроки, и определены дни покаяния для всех святых, но язычникам позволено каяться до самого последнего дня". (18)
Во второй половине II века случаи преследования христианских общин и проповедников стали более частыми. Их вера подверглась серьезным испытаниям. Это не могло не повлиять на поведение христиан. Часть из них мученически принимали смерть, не отрекались от своей веры, другие совершали жертвоприношения и отрекались от христианства. Отражением этого процесса является описание праведников и грешников. Среди праведников называются христиане "принявшие и соблюдавшие Закон Божий", "боровшиеся с дьяволом", "пострадавшие за веру", "мученики христианства" и христиане согрешившие, но искренне раскаявшиеся в грехах. Если в более ранних произведениях среди грешников чаще встречаются язычники, то в "Пастыре" среди грешников больше христиан. Это, в первую очередь, "двоедушники", "отступники", "лживо уверовавшие", "познавшие истину, но не оставшиеся с ней", "отрекшиеся от Бога", "оскорбившие Бога", "принявшие Бога, но потом отступившие от Него", "хулившие имя Бога", то есть не выдержавшие испытаний и отрекшиеся от христианства. После прекращения очередных гонений часть отрекшихся вновь хотели вступить в общины. Это привело к острым спорам внутри церкви об отношении к отпавшим, о возможности их принятия обратно в общину.
Отражая процессы становления епископальной церкви и усиления роли клира в ней, "Пастырь" и его главный герой Герма представляют "демократическую струю в христианстве второго века". (19) Так в видении строительства Церкви "Пастырь" не отмечает в этом процессе особой роли отделяющегося во II веке от остальных верующих клира, пресвитеров, епископов и дьяконов, считавших себя руководителями общин. Вероятно, занимаясь организационными вопросами и распоряжаясь казной общины, часть клириков использовали свое положение для личного обогащения. При характеристике руководителей общин автор "Пастыря" осуждает клириков в лице дьяконов, которые "плохо проходят служение, расхищая блага вдов и сирот, и обогащаясь от своего служения". (20) Он сравнивает их с "вредоносными змеями". (21) В тоже время он одобрительно говорит о духовных руководителях общин - апостолах и учителях, "... не склонявшихся к дурным желаниям, но постоянно пребывавших в правде и истине". (22)
Вместе с усилением роли клира абстрагируется понятие "церкви", и формируется идея о ее непогрешимости, а впоследствии и непогрешимости клириков, олицетворивших себя с церковью и взявших на себя функции посредников между Богом и простыми верующими. В апокрифе хоть и признается существование церкви "прежде всего, и для нее сотворен весь мир" (23), но сама идея "Пастыря", когда обычный, "неразумный", не входящий в состав клира христианин Герма удостаивается видения церкви и общения с ангелами без посредников, говорит о непризнании автором мысли о непогрешимости клириков, и их обязательном посредничестве между Богом и человеком. Это еще раз подчеркивает демократическую направленность "Пастыря". Сформулированный в V веке, этот догмат станет поводом к обвинению в ереси и причиной гибели множества людей на кострах инквизиции.
Таким образом, созданный во II веке апокриф "Пастырь" отразил важнейшие вопросы и процессы, происходившие в этот период в христианской церкви: изменение состава верующих, становление епископальной церкви, разработка норм христианской этики, формирование догматов и другие вопросы. Для своих современников "Пастырь" был необходимым источником, доступно излагающим основы христианского учения, этики, комментирующим сложные библейские образы и притчи. Его главный герой - Герма мог восприниматься как образец, которому возможно следовали христиане в повседневной жизни. В средние века некоторые сюжеты "Пастыря" получают широкое распространение и используются в изобразительном искусстве. Так, преобладавшее в то время представление о церкви, как о крепости, состоящей из истинно верующих, вероятно, впервые было сформулировано во II веке в "Пастыре". Само строительство церкви-крепости девами, олицетворявшими добродетели, описаное в "Пастыре", возможно, имеет прямую аналогию с французской миниатюрой XV века. Это миниатюра из кодекса "Город дам". В ее правой части изображено начало строительства Идеального города. Также как и в "Пастыре", в строительстве участвуют дамы, олицетворяющие добродетели, город строится из обтесанных белых камней (в "Пастыре" они символизируют истинно верующих) и имеет форму крепости. Для современных же читателей, исследователей "Пастырь" - один из ценных свидетельств времени формирования мировой религии - христианства.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. "Пастырь" Гермы / Сост. И.С. Свенцицкая. М.: Присцельс, 1997. С.4.
2. Там же. С.16.
3. Там же. С.16.
4. Там же. С.69.
5. Там же. С.14.
6. Там же. С.17.
7. Там же. С.13.
8. Там же. С.14.
9. Там же. С.30.
10. Иоан. 8.32.
11."Пастырь" Гермы / Сост. И.С. Свенцицкая. М.:Присцельс, 1997. С.34.
12. Мф. 18.3.
13. 1Иоан.4.1.
14."Пастырь" Гермы / Cост. И.С. Свенцицкая. М.: Присцельс, 1997. С.39.
15. Мф. 10.16.
16."Пастырь" Гермы / Сост. И.С. Свенцицкая. М.: Присцельс, 1997. С.51.
17. Там же. С.9.
18. Там же. С.16.
19. И.С. Свенцицкая Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1987. С.250.
20."Пастырь" Гермы / Сост. И.С. Свенцицкая. М.: Присцельс, 1997. С.96.
21. Там же. С.96.
22. Там же. С.96.
23. Там же. С.17.