Широкое движение по созданию общественных музеев началось достаточно давно, в 50-е годы. Развитие этого движения во многом определялось обстановкой повышения общественной активности в стране в условиях отхода от культа Сталина. Среди музеев на общественных началах принято выделять три основные типа: музеи, работающие под руководством органов культуры, музеи истории предприятий и школьные музеи. Школьные музеи действуют под руководством органов народного образования, их общее число в Российской Федерации к 80-м гг. составляло 3100.1
Выделяются различные типы школьных музеев. Выбор профиля музея может определяться основными задачами учебно-воспитательной работы в данной школе, научной дисциплиной, на основе которой строится экспозиция, возможностями комплектования основного фонда, интересами учителя-организатора и его учеников. Школьные музеи могут иметь комплексный характер, кроме исторического отдела там может быть отдел природы, отдел культуры и др. В создании их часто принимают участие учителя разных предметов; такие музеи имеют особое значение для сельских школ и школ в маленьких городах и поселках, где отсутствуют государственные музеи.
В различных исследованиях предлагается несколько отличающаяся типологизация школьных исторических музеев. Их можно разделить на две основные группы. К первой относятся музеи, имеющие краеведческий оттенок. Они могут затрагивать как историю края в целом, так и ее отдельные элементы (историю села, колхоза, города и т.д.). Не во всех работах музей истории школы выделяется как отдельный тип школьного музея. Тем не менее в наиболее полном исследовании Г. Ю. Элькина и З. А. Огризко о таких музеях музей истории школы отмечен как особый тип. 2
Надо учитывать, что краеведческий музей может нести оттенок комплексности и отражать, например, элементы музеев боевой славы и в то же в время археологических или иных.
Вторая большая группа музеев — это те, которые могут быть условно названы некраеведческими. Это могут быть мемориальные музеи, прямо не связанные с историей края. В литературе приводятся примеры: музей полка “Нормандия-Неман” в школе № 16 г. Москвы, музей генерала Д. М. Карбышева в школе № 36 г. Ашхабада и др. Мемориальные музеи могли быть посвящены конкретным историческим лицам, в советской школе — обычно руководителям партии, героям Октября, гражданской и Отечественной войн, выдающимся героям (например, космонавтам) или труженикам. В последнем случае экспозиция чаще всего связана с кем-то из местных лиц или выпускников школы. Здесь не следует путать музеи с выставками или уголками. Основной отличительный признак музея — наличие в нем подлинных документов и источников.
Внутри отмеченных основных типов школьных музеев иногда особо выделяют историко-революционные музеи, связанные с историей революционного движения, чаще всего в местном крае. Называются также военно-исторические музеи или музеи боевой славы. Они могут быть связаны с историей отдельных воинских подразделений, деятельностью героев-земляков. Среди школьных музеев исторического профиля выделяют также археологические музеи, предполагающие экспозицию археологических памятников по истории края, этнографические музеи, содержащие материалы, связанные с обычаями, образом жизни местного населения, нумизматические (хотя музеи этого типа гораздо более редки), литературно-художественные, ориентированные на историю культуры края, а также технические, содержащие экспозицию предметов труда и техники и позволяющие проследить, как изменялся труд людей.3
В литературе отмечаются типичные ошибки, которые были допущены в работе по созданию школьных музеев. Часто школьные и другие общественные музеи создавались без должной предварительной подготовки, поэтому экспозиция могла носить случайный характер. К числу обычных недостатков относится невысокий уровень учетно-хранительской работы, низкая посещаемость таких музеев. 4 Подробно останавливаются на возможных ошибках в своем весьма полезном методическом пособии И. М. Абурашитова и К. Р. Синицина. 5 Они справедливо подчеркивают, что школьный музей должен быть собранием подлинных исторических или естественных памятников, что недопустимо смешивать школьный музей с другими формами сбора и экспонирования материала (создание школьной “третьяковки”, уголков и комнат с использованием репродукций, фотокопий, типографических альбомов), чем иногда подменяется изучение и выявление подлинных материалов в архивах, на предприятиях, в учреждениях, у участников событий и их родственников.5 Поэтому обращения в местные музеи с просьбой выслать в школу фотокопии экспонатов мало что дают. Неправильно приравнивать к школьным музеям и столь обычные для советских школ ленинские комнаты, так как в них не было подлинных материалов о жизни и деятельности Ленина.
В средней школе № 43 имени А. С. Пушкина г. Ярославля музей создавался довольно поздно, в середине 80-х гг. Его открытие было приурочено к празднованию пятидесятилетия школы в 1986 г. Инициаторами создания музея и его основателями явились учитель истории Майя Павловна Крупина, учитель физики Евгений Борисович Антонов, учитель рисования Майя Павловна Щеголева и учитель немецкого языка Наталья Яковлевна Разумова. При этом они опирались на поддержку всего коллектива преподавателей и получили большую помощь от учеников, принимавших непосредственное участие в работе. К этому времени движение по созданию школьных музеев имело уже долгую историю, организационные принципы и методика этой работы были в определенной мере разработаны, что позволило избежать многих недостатков, отмеченных выше.
С самого начала был четко определен профиль будущего музея как музея истории школы. Установка на создание музея по истории родной школы нашла активный отклик у учащихся и учителей. Возник Совет музея, в который вошли наиболее заинтересованные в его деятельности учащиеся. Проводилась поисковая работа по созданию экспозиции, завязалась переписка с выпускниками школы, интересные материалы предоставили учителя. Проводимая работа способствовала развитию чувства гордости за собственную школу, одну из старейших школ Ярославля, школу с большими традициями. Изучение истории школы было делом конкретным: многое ученики могли легко представить сами, они знали многих из тех, о ком собирали материалы, а поскольку школа находится в том же здании, что и при возникновении, то легко представляли, где и как происходили те или иные события из ее истории. В то же время обращение к истории конкретной школы позволяло учащимся углубить свое восприятие истории края и страны в целом.
Как участие в организации музея, так и ознакомление с собранными материалами обогащало социальный опыт учеников. Уже с начала деятельности музея были выработаны основные формы работы с его фондами. Важнейшей из них стала экскурсия, причем экскурсии проводятся не только учителями, но обычно старшеклассниками, проявляющими особый интерес к истории как к предмету и к работе школьного музея. При выборе экскурсовода из числа школьников учитывается его подготовленность по предмету, дикция, умение быстро отвечать на вопросы и просто желание. Особое внимание обращается на работу с младшими школьниками, что позволяет им почувствовать себя частью коллектива, приобщиться к коллективной памяти.
Материалы музея не только формируют у учащихся знания об истории школы, но и способствуют развитию интереса к их учебной деятельности, уважению к труду учителей и их собственному учебному труду. Рассказ о том, как складывались судьбы и трудовая или боевая деятельность выпускников школы, во многом решает задачу накопления школьниками социального опыта. Другая важная сторона деятельности музея, связанная с развитием социального опыта учеников, состоит в том, что музей помогает в работе по профессиональной ориентации старшеклассников. На базе школы действуют педагогические классы, нацеленные на воспитание у учащихся качеств, необходимых современному учителю, на развитие интереса к учительской профессии. Для таких классов музеи истории школы могут стать настоящей творческой лабораторией.
Кроме экскурсий сложилась и другая важная форма работы музея — привлечение его материалов как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предмету. На уроках истории используются экспонаты музея, на материалах музея пишутся рефераты и доклады, тем самым закладываются навыки исследовательской работы. На материалах музея можно строить уроки по разным темам. У нас есть опыт использования их по многим темам, касающимся отечественной истории после 1936 г. (год основания школы)
Школа расположена в здании старой постройки 30-х гг. и всегда испытывала острый недостаток в свободных помещениях. Эти трудности стали еще более острыми сегодня. Хотя школа находится в “старом” районе города, контингент учащихся с каждым годом возрастает. Интерес к изучению иностранных языков (школа специализируется на немецком языке и дает возможность для изучения английского), развитие специализаций, тесное сотрудничество с ярославскими вузами привлекает учеников из разных частей города. Именно поэтому экспозиции школьного музея размещены в аудитории, где находится кабинет истории.
В этой связи обратимся к вопросу о том, как в литературе оценивается “совмещение” музея и кабинета. А. С. Завадье различает следующие варианты размещения музея и кабинета:
1. Музей и кабинет располагаются в разных помещениях. Если кабинет и музей расположены в смежных помещениях или поблизости, имеются благоприятные возможности для использования материалов музея на уроках.
2. Помещение музея служит одновременно подсобным помещением кабинета истории.
3. Краеведческий уголок или выставка располагаются в кабинете истории как его раздел или часть.
4. Кабинет и музей размещаются в одном помещении, отведенном для музейных экспозиций, то есть кабинет с его учебным оборудованием оказывается как бы частью школьного музея.6
Этот автор, придававший исключительное значение кабинету, исходит из того, что последний вариант является наименее удачным, он называет его “вынужденным и нежелательным” и считает, что оборудовать надлежащим образом кабинет в помещении, заполненном музейными экспозициями, невозможно, а экспонаты музея, находясь постоянно перед глазами учащихся, теряют привлекательность и новизну.
7Эта точка зрения нуждается в серьезных уточнениях. Что и говорить, если школа имеет возможность для выделения отдельных подходящих помещений для музея и кабинета и средства для оборудования их, то это является самым благоприятным вариантом, особенно, если оба помещения находятся в непосредственной близости. В настоящее время трудно ожидать этого. Поэтому во многих школах, как свидетельствует литература по данному вопросу, кабинеты и музеи совмещены в одном помещении. Идет ли это во благо или во вред, зависит, по нашему мнению, от конкретной ситуации, от профиля музея, характера его организации, особенностей оформления кабинета и других факторов. Конечно, если музей переполнен материалами, сгруппированными таким образом, что это может препятствовать работе класса; лучше разделить музей и кабинет. Если же совмещение экспозиций с кабинетом может способствовать решению воспитательных и дидактических задач, то это вполне допустимо и даже целесообразно. В нашей школе кабинет и музей расположены в одном помещении, и это не создает серьезных проблем. Основная экспозиция музея не перегружена, значительная часть его фондов хранится в запасниках. Сама тематика музея напрямую связана с основными задачами работы педагогического класса, специализирующегося на изучении истории. Оформление музея стимулирует учащихся к правильной организации своего школьного труда.
Материалы музея истории школы расположены на стендах в кабинете истории. Другие материалы находятся в запасниках. Остановимся сначала на содержании основной экспозиции музея. Она представлена главным образом фотографиями, относящимися к истории школы, а также некоторыми другими экспонатами. Каждая фотография или экспонат имеют этикетку, разъясняющую ее содержание. Все материалы классифицируются главным образом по хронологическому признаку, отражая основные этапы истории школы. В то же время в основу подготовки некоторых разделов положен и тематический принцип. Одной из важнейших задач музея является формирование уважения к труду учителя.
Раздел первый “Так начинались школьные годы” дает представление о возникновении школы, о раннем этапе ее истории, знакомит с учителями и учащимися школы в ее первые годы. В связи с исполнившимся в 1937 г. столетием со дня смерти А.С. Пушкина школе было присвоено его имя. Свой первый выпуск она сделала в 1939 г. Ценнейшим источником по ранней истории школы являются воспоминания ее выпускницы Л. Д. Ефремовой. Она вспоминала, что школа N 43 к 1941 году была признана лучшей в городе по успеваемости и воспитательной работе. Знакомясь с воспоминаниями, учащиеся с интересом воспринимают информацию о тех формах работы школы, которые в меньшей степени развиты сегодня, например, маленькое замечание об учкоме позволяет судить о степени ученического самоуправления в те годы. Особый интерес у учащихся вызывает дневники одного из учащихся школы за 1938-39 и 1939-40 учебные годы. Им интересен и сам набор школьных предметов, которые изучались тогда, и домашние задания, и оценки (все обращают внимание на то, что оценки выставлялись не цифрами, а словами). На стенде расположены многочисленные фотографии. Это и выпуски 1939 и 1940 гг., фотографии первых учеников и учителей. Фотографии несут информацию о формах деятельности учащихся: на уроке химии, во время тренировочного похода в Кострому, на первомайской демонстрации 1938 г. При работе с этими документами необходимо привлечь внимание слушателей к важным деталям. Недостаточно просто зачитать подпись под фотографиями, надо попросить их рассмотреть, уловить, как одевались школьники, каково было оборудование классов, что можно сказать о настроении людей, запечатленных на фотографиях, каков интерьер помещений, можно ли узнать места, изображенные на них. Только в этом случае работа с данным стендом может иметь положительный воспитательный эффект.
Особое воспитательное значсние имеют материалы стенда, относящегося к истории школы в годы Отечественной войны. Он называется “И шагнули в грозные бои чуть ли не со школьного порога”. На нем также имеется немало фотографий военного времени: выпускников школы, участников военных действия, фотографии учителей, участников войны. Особое эмоциональное воздействие оказывает фотография выпуска 1941 года, многие из которого действительно шагнули из школы на фронты войны. Для современных школьников интересна информация о том, что в самом здании школы был расположен военный госпиталь, а занятия были перенесены сначала в здание школы-интерната N 7, а затем в здание кирхи.
Кроме фотографий, на стенде представлены фронтовые открытки и письма. Для школьников важно даже просто увидеть, как они выглядели: это помогает им лучше почувствовать дух тех суровых будней. На стенде помещены также фотографии, отражающие деятельность самих учеников школы. Они позволяют видеть, какой вклад ребята могли внести в дело победы. Это их участие в сельскохозяйственных работах, в тимуровском движении. Материалы музея дают конкретную информацию о судьбах выпускников-фронтовиков. Учащиеся находят выпускников на коллективных фотографиях, пытаются проследить их дальнейшие судьбы. Так воспитывается и уважение к труду историка.
Следующий хронологический раздел музея затрагивает в основном 40-50-е годы и называется “Становление педагогического труда”. Он касается педагогической работы и особенно важен для учащихся педагогических классов. По материалам данного стенда можно ознакомиться с основными формами педагогической работы в то время. На нем представлены фотографии учителей, учащихся, уроков по различным предметам, экскурсий, субботников, туристических походов. Кроме этого, можно ознакомиться с материалами, программами, разработками различных конференций школьников, школьных утренников или вечеров. 50-е гг. знаменательны в истории школы и тем, что именно тогда школа стала базовой для педагогического института. Следовательно, многое делалось для формирования педагогической направленности учеников. Особенно тесными были связи с кафедрами педагогики, русского языка, математики. Преподаватели института проводили в школе открытые уроки, участвовали в работе методических объединений и педсоветов, анализировали уроки учителей, помогали им совершенствовать методику преподавания. Для современных учеников педагогических классов, работающих в тесном контакте с педагогическим университетом, эта информация исключительно важна. Сравнивая фотографии того времени, ученики обнаруживают, что 50-е годы были и временем строительства и расширения школы: были построены новый спортивный зал, кабинет физики, переоборудованы другие кабинеты.
Стенд “Зовут пионерские горны” рассказывает о пионерской и общественной работе школьников в 50-80-е гг. Он позволяет школьникам увидеть те достижения, которые имела школа в развитии детского самоуправления. В музее представлены фотографии и другие материалы пионерских смотров, смотров строя и песни, смотров художественной самодеятельности, туристических смотров.
Стенд “Душа обязана трудиться” посвящен организации воспитательной и внешкольной работы. Из его материалов ученики узнают о школьных кружках и их истории, о художественных выставках, смотрах, представлениях, которые проводились в разное время. Особенно уважаемой является традиция Пушкинских вечеров, которые и сейчас проводятся в школе. Посетители музея могут ознакомиться с их материалами и программами. Раздел рассказывает об интересных встречах, которые состоялись в разное время (в частности, с артистами Волковского театра, поэтами). Среди других школьных кружков ученики педагогического класса с историческим уклоном обращают внимание на исторический кружок, работавший под руководством заслуженного учителя М.П.Крупиной. Именно в ходе кружковой поисковой работы были получены многие из тех материалов, которые легли в основу музея школы.
Раздел “Воспитание гражданина” освещает постановку военно-патриотической работы в школе и базируется главным образом на материалах 60-80-х гг. В нем освещены походы по местам военной и боевой славы, работа клубов интернациональной дружбы.
Стенд “Жизнь требует движения” отражает историю спортивной жизни школы, ее достижения в этой области. Посетители узнают об участии школьников в соревнованиях, эстафетах, походах, география которых была широкой и разнообразной.
Отдельный стенд посвящен наиболее выдающимся учителям школы. Он называется “Жизнь, отданная школе”. Из него школьники узнают об учительском труде, о мастерах педагогического труда, знакомятся с именами и вкладом тех учителей, которые уже не работают в настоящее время. Здесь же помещены материалы, позволяющие узнать о биографиях этих людей — а многие из них были и участниками Великой Отечественной войны.
Кроме названных выше стендов-экспозиций, отдельно в кабинете расположена выставка, отражающая международные контакты школы. Как известно, с 1966 года школа имеет специализацию по немецкому языку и очень широкие контакты с зарубежными партнерами. На соответствующем стенде выставлен договор, заключенный школой с гимназией имени Гердера в городе-побратиме Касселе, фотографии и другие материалы, отражающие историю этих отношений. Эти материалы важны в плане социальной адаптации, так как многие учащиеся имеют возможность посещать иностранных партнеров.
Отдельная и новая экспозиция отражает празднование 60-летия школы в сентябре 1996 года. Это и фотографии, отражающие его отдельные моменты, и программы, буклеты, выпущенные в связи с 60-летием. Многие школьники были свидетелями и участниками школьного праздника. Создание экспозиции позволило им почувствовать, как современные и близкие им события становятся историей.
Кроме экспонатов по истории школы в экспозиции школьного музея есть некоторые предметы, прямо к истории школы не относящиеся, предметы, принесенные учащимися и весьма полезные с точки зрения преподавания истории. Это предметы народного, крестьянского быта: прялка, вальки, сито, самовар, старая керосиновая лампа и др.
Возможности помещения не дают расширить музей истории школы так, как бы этого хотелось. Поэтому очень большое число фотографий и других материалов убрано в запасниках. Прежде всего это многочисленные альбомы по истории школы, которые на протяжении ряда лет оформлялись классами. Это альбомы, подробно освещающие историю комсомольской и пионерской организаций школы. Это альбомы, в которых содержатся разработки, фотографии и материалы различных школьных мероприятий. Там, в частности, подобраны материалы различных исторических вечеров, например, вечера, посвященного Парижской Коммуне. Это материалы методических объединений учителей, включающие разработки, подготовленные ими. У нас имеются папки выпускников, позволяющие с большой подробностью восстановить историю многих классов. Интерес для школьников представят дневники, учебники, тетради учащихся, относящиеся к разному времени, начиная от времени основания школы. Эти материалы часто используются. К ним ученики обращаются для подготовки своих сообщений. К ним обращаются из практических соображений: при подготовке какого-либо мероприятия бывает полезно посмотреть, что делалось в этом направлении в прошлом. Периодически организуется более широкий доступ к этим материалам. Так, в связи с 60-летием школы мы готовили дополнительную временную экспозицию музея, позволившую школьникам и учителям ознакомиться с документами и фотографиями, мало знакомыми им.
Отмечая роль музея в адаптации школьников, подчеркну следующее. Педагогический класс формируется у нас на базе 10-го класса. К нам приходят дети из разных школ города, школ с различными традициями и правилами. Им бывает подчас нелегко освоиться в школьном коллективе, тем более что коллектив класса только формируется. Поэтому одно из первых мероприятий, которое мы проводим для них, — это подробное знакомство со школьным музеем, подробный рассказ об истории школы. Опыт подсказывает, что это имеет очень важные положительные результаты. Погруженность в историю школы, общий интерес к ней становится одним из цементирующих факторов в формировании коллектива школьников.
Сохраняя лучшие традиции, которые сложились в работе музея школы, мы пытаемся найти новое содержание и новые формы работы, соответствующие требованиям сегодняшнего дня. Хорошо известно, что деятельность школьных музеев в советское время была крайне идеологизирована. Достаточно привести следующее требование из научно-методической литературы: “Экскурсия является специфической формой партийной пропаганды. В основе экскурсии лежат ленинские принципы пропаганды: партийность, научность, доходчивость, убедительность. Основным требованием принципа партийности является осуществление классового подхода к раскрытию материала, коммунистическая идейность и убежденность, наступательный характер пропаганды, нетерпимость к буржуазной идеологии”.8 К сожалению, и в некоторых более новых методических изданиях, посвященных школьным музеям, трудно обнаружить что-либо, кроме самых общих деклараций о том, что музей в школе поможет сформировать патриотизм и гражданственность и спасет от “сердечной недостаточности” молодежи, духовной инфантильности, безразличия к окружающей жизни, стремления уйти из нее, забыться в наркотическом дурмане”.9 Что и говорить, подобный подход к оценке интересов современной молодежи более чем односторонен.
От подобных рекомендаций мы стремимся отходить. Это, однако, не решает проблему наполнения музейной работы в школе новой стержневой идеей. В современной литературе справедливо отмечено, что в настоящее время, когда “школа стоит перед необходимостью гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть музеи, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на молодежь”.10 В настоящей работе мы не случайно много раз подчеркивали, что видим в школьном музее прежде всего средство социальной адаптации учащихся, накопления и развития ими социального опыта. В этом, на наш взгляд, и может состоять новый подход к определению роли школьных музеев.
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Янбых Л.Е. Общественные музеи в системе музеев РСФСР // Актуальные вопросы деятельности общественных музеев / Под ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых. М., 1980. С. 9.2 Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи. М., 1972. С. 4.
3 См. о типах школьных музеев: Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Указ. соч.; Их же. Школьные краеведческие музеи // Общие вопросы школьного краеведения. М., 1971; Школьные музеи. Из опыта работы / Под ред. В. Н. Столетова и М. П. Кашина. М., 1977; Кружковая работа по истории и обществоведению / Сост. М. П. Простов. М., 1984; Внеклассная историческая и краеведческая работа в школе. М., 1960 и др.
4 Янбых Л.Е. Указ. соч. С.11.
5 Абурашитова И. М., Синицина К. Р. Школьный музей (задачи, организация, основные формы работы). Методическое пособие. Казань, 1973. С. 7.
6 Завадье А. С. Кабинет истории и обществоведения в школе. М., 1975.
7 Там же.
8 Шкурко А. И., Шуцкой А. К. Экскурсионная работа в общественных музеях // Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980. С. 85.
9 Школьный музей как средство нравственного воспитания. Методические рекомендации для студентов и учителей. Самара, 1995. С. 7.
10 Гусарова Л. О. Музей и школа // Педагогика. 1996. № 5. С. 34.