Любая народная традиция является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Она пронизана свойством формировать все важнейшие черты личности. Народное творчество как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, то есть выполняет все функции, которые присущи дополнительному образованию.
Как известно, “тоталитарная система длительно боролась с культурной средой прошлого, с архаикой досуга, со старыми обрядами, с индивидуальностью вообще” (8). В 20-30-х годах наблюдается ослабление использования народного искусства в обучении детей. Народная песня, игры совсем исчезают из школьных программ и программ внешкольных учреждений. Надо сказать, что до нашего времени ещё в какой-то степени сохраняется взгляд на народный досуг как на “пережитки идеологии изжитых общественных формаций, связывающих игру с культами и суевериями, обрядами, уродствами старого мира” (4). Революционная Академия поставила клеймо “уродства старого быта” на народный досуг и народные игры. Это положение не менялось почти в течение 70-ти лет. Но проходит время, оно само всё расставляет по своим местам. Видимо, об этом писал Н. К. Рерих в своей работе “Чаша неопалимая”: “даже самые слепые, даже самые тупые скоро поймут великое значение наших приматов... скоро кончится “археологическое” отношение к историческому и народному творчеству” (6). Признано, что классическое искусство влияет на формирование личности, мы, тем не менее, считаем, что основой формирования эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, а может быть и с колыбели, должны стать художественные ценности традиционной народной культуры каждого народа.
Так, в 70-х годах постепенно стал вновь появляться интерес к детскому фольклору: играм-песням, считалочкам-попевкам и т.д. Издаются сборник “Русские народные песни” в обработке А. Абрамовского (М., 1970), “Русские народные песни в детском хоре” — В. Попова (М., 1979), сборник “Заплетися, плетень” в обработке В. Агафонникова (М., 1976) и ряд других работ. Чаще звучат музыкальные фольклорные произведения на радио, здесь создаётся детская фольклорная группа, где идёт бережное возрождение манеры народного пения, используются элементы драматизации и игры. Последнее время ситуация заметно изменилась: быстро растёт число фольклорных коллективов, в том числе и детских. Интересные коллективы созданы в Москве (руководители — Л. Куприянов, Т. Белоконева и др.), в Екатеринбурге, Кемерове (ансамбль ложкарей С. Афанасьева) и ряде других городов. Имеются попытки создания программ и учебно-методической литературы. И этот процесс неизменно ускоряется, что даёт основание считать: сегодня, в 90-х годах, растет повсеместный интерес к народному искусству, к его использованию в деле воспитания подрастающего поколения. На базе авторских концептуальных программ по возрождению народного творчества и воспитания детей создаются инновационные учреждения дополнительного образования. Среди них школа народных ремёсел В. И. Бучевского в Архангельске; школа народной культуры в Новосибирске, аналогичная школа в г. Вологде, центр искусств и ремёсел в г. Самаре и многие другие. Каждое из таких учреждений дополнительного образования решает несколько задач: социальной защиты ребёнка, отдыха, обучения и воспитания, что обеспечивает его права на свободное развитие согласно конвенции ООН. Большое внимание при этом уделяется индивидуальной работе как с одарёнными, так и с социально депривированными детьми.
Сегодня в системе внешкольной работы произошли изменения. Организация дополнительного образования дала толчок для более широкого использования народного искусства в этой сфере образования детей. Реорганизация комнат школьника позволила открыть новые центры для работы с детьми в области духовного самоопределения и их творческого труда, где не последнее место заняло народное искусство. Появилась необходимость в моделировании учреждений инновационных видов. Уже сегодня повсеместно в России есть реальные предпосылки для становления таких учреждений. Действуют центры народных промыслов, производственные мастерские, творческие студии и другие объединения, способствующие ранней профессиональной и духовной ориентации. Эта работа органично сочетается с восстановлением связей между поколениями, активизацией позиций семьи в образовании детей. Народное искусство здесь играет первостепенную роль.
Развивая учреждения дополнительного образования данной направленности, надо прежде всего решить задачу изменения точки зрения на Россию, кооторая гласит, что “Русь безграмотная, Русь лапотная и безмолвная”. Такое мнение сложилось потому, что в XIX веке носителями древнерусской культуры и её искусства оставались по преимуществу крестьяне. Как утверждает академик Д. С. Лихачёв, “историки судили о Древней Руси главным образом по ним, по крестьянам, а их давно уже скрутили крепостное право, непосильная работа, нищета. Именно крепостное право принесло ту неграмотность народу, которая даже историкам показалась исконной и типичной для Древней Руси” (5).
Как известно, культурное наследие России велико и многогранно. Это и древнерусские фрески и иконы, разнообразная по жанрам древнерусская литература и, конечно, прикладное искусство. Думается, уместно в образовательных программах в УДО, работающих с народной традицией, показать, какое богатое культурное наследие имеет Россия, не идеализируя Древнюю Русь, а показывая её со всех сторон (в том числе и не самые красивые её стороны).
Обучение детей народному искусству в учреждениях дополнительного образования, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности — музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства и прикладного труда, то есть создания комплексных программ для разностороннего развития ребёнка, что, в свою очередь, и даст эффект более полного духовного самоопределения.
В центре народных традиций “Творчество” г. Ярославля сегодня разработаны и внедряются в практику разнообразные комплексные программы по народному искусству. Дети одновременно могут заняться пением и хореографией, рисунком, лепкой и ткачеством. С большим удовольствием девочки-подростки занимаются в мастерской народного костюма, где они изучают вышивку, учатся делать кукол, знакомятся с народным костюмом различных регионов России и Ярославского края, шьют на своих кукол нарядные сарафаны и платья, украшенные яркой вышивкой.
Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предполагать целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического и художественного воспитания детей, их духовного самоопределения. Ведь глазу младшего школьника ещё только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в “музыкальное ухо”. В начальной же стадии эстетического и художественного развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; его духовное самоопределение требует нравственно здоровой пищи для души.
Из нашего опыта мы можем заключить, что в УДО, в которых основным содержанием при работе с детьми для их духовного воспитания является народное творчество, большим успехом у детей пользуются такие виды деятельности, как работа с глиной, резьба по дереву, вышивка, роспись по дереву. В теории изобразительной деятельности, кроме рисования, особенности деятельности, связанные с народным искусством, изучены недостаточно глубоко. В какой-то мере рассматривались особенности лепки. Взгляды исследователей на эту деятельность различны. Данные о специфике детского творчества в лепке впервые можно встретить в работе А. В. Бокушинского (1). Он подчёркивает особенности пластического образа, специфику материала, который под руками ребёнка легко видоизменяется. Однако общая трактовка развития ребёнка и его творчества в лепке даётся с позиций биогенной теории. Надо сказать, что исследования здесь проводились в основном с деятельностью детей дошкольного возраста, работы детей более старшего возраста, которые являются воспитанниками УДО, изучены слабо.
Используя в содержании дополнительного образования народное искусство, можно с детьми говорить о Вселенной и космосе, о планетах и звёздах, об иных мирах. Мифы и легенды позволяют совершить путешествие через столетия, познакомиться с легендарными героями и подвижниками, с национальными героями. Весь этот материал может быть включён в учебные программы дополнительного образования и даваться в зависимости от возраста детей на разном уровне сложности, как это и делается в ЦНТ “Творчество”. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям, причём сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в своеобразную игру, они участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей — идёт душевное проникновение в основы бытия, сопереживание. Игра соответствует природе школьника. Её надо принимать как универсальный методический инструмент, рассчитанный не только на младший возраст детей, но и на средний возраст школьников. Здесь всё будет зависеть от сложности игры, соответствия её возрасту детей, на который она рассчитана. В процессе игры ребёнок органично познаёт новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает фантазию, причём развитие способностей, его духовное самоопределение происходит как бы само собой, в занимательной и увлекательной форме, что лишает воспитательный момент назидательности.
Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, физического развития личности, импровизионно-творческую, организационно-деятельную. Так, в процессе игры, ребёнок познаёт мир, знакомится с историей людей и общества, соотношением прошлого, настоящего и будущего, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребёнка физически, занятия народной хореографией укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребёнка к миру театра — в процессе создания сценария и самого спектакля по сказкам и мифам. Ребёнок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поёт. На занятиях прикладным и изобразительным искусством он воссоздаёт своих героев; занимается лепкой, рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. На таких занятиях идёт непроизвольно его духовное самоопределение. Сошлёмся на позицию В. А. Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу. Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире” (7).
Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные, коммуникативные, творческие — являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Дополнительное образование и народное искусство вместе с народными играми, творчески и талантливо соединённые, могут дать прекрасные результаты в воспитании и духовном самоопределении детей. Так, на занятиях народным творчеством в учреждении дополнительного образования характер игр может быть, как мы уже говорили, разный, в зависимости от возраста детей. Например, для детей младшего возраста на занятиях лепкой нами, после прослушивания детьми сказки, предлагается выполнять из глины ее героев, которые “пришли в гости”. Создаётся коллективная работа: “Гости за столом”. Дети играют с глиной, сами придумывают всё, что находится на праздничном столе, и творчески подходят к каждому костюму и характеру гостя. Тема занятия для детей должна быть близкой и понятной. В этом случае они с удовольствием вовлекаются в игровую ситуацию. С маленькими детьми игры практически идут на каждом занятии. Например, дети лепят любимое животное-собачку, тут же с ней можно и поиграть и “построить” ей дом и сад, в котором она гуляет. Для детей постарше на занятии “Роспись по дереву” детям даётся задание создать эскиз для росписи обыкновенной прялки, но расписать ее надо не просто цветами, а сюжетами народных игр. Воспитанники внимательно слушают рассказ педагога о том, в какие игры играли их сверстники много лет назад, и выбирают для себя интересный сюжет: “хоровод”, “городки” или “салки” и затем с увлечением рисуют свои эскизы. Ребята среднего возраста на занятиях народным творчеством участвуют в викторинах, решают кроссворды и составляют их сами, пробуют свои литературные способности — пишут сказки. Не менее интересны для детей и массовые игровые мероприятия. Примеров использования игры на занятиях народным творчеством множество. Это зависит от творческого подхода педагога к своей деятельности, его увлечённости делом.
Народное искусство, которое используется в детском досуге, особенно в играх, праздниках в системе дополнительного образования, пронизано знаково-символической культурой. В орнаментах народного творчества мы практически везде встретим эти знаки — насечки, орнаменты, узоры. Знаки, нанесённые на сарафаны, ложки, головные платки, наличники окон, соединяли человека с его представлением о празднике жизни. Как замечает С. А. Шмаков, “знаки досуга духовны издревле” (8). Они придавали вещам “заряд духовной энергии” (8). Ребёнок, знакомясь с этими незатейливыми рисунками и орнаментами, входит в культуру, получая заряд её духовной энергии. Поэтому согласимся с автором: “исторически знак — это то, что несёт знание, информационный заряд” (8). Отсюда дети, изучающие народное искусство, осваивая символическое представление жизненного опыта, развивают свой язык, мышление, душу, одним словом — самоопределяются.
Большое значение для духовного самоопределения детей в системе дополнительного образования имеют учебные программы учреждений, предназначенные для работы с детьми: “Резьба по дереву”, Ручная вышивка”, “Народный костюм”, “Керамика” и другие. Однако сегодня одной из серьёзных проблем в дополнительном образовании является проблема проектирования. Проектировочная деятельность сейчас находится в процессе становления. Анализ имеющихся учебных программ показывает, что педагоги дополнительного образования в большинстве случаев работают со своей разработанной программой по народному искусству. Надо сказать, что такое положение было создано ещё и тем, что “в 1995 году был так называемый “программный бум”, когда в УВДО пришло жёсткое требование к педагогу иметь учебную (образовательную) программу и лучше всего “авторскую” (2). Это обстоятельство создало условия для массовой разработки педагогами индивидуальных учебных программ. Анализируя работу коллективов, содержанием которых является изучение народного искусства, видим, что каждый коллектив идёт по своему, только ему присущему пути. Нарабатывается большой методический нестандартный материал. Примером может служить работа педагогов ЦНТ “Творчество” г. Ярославля, мастерской народных ремёсел при Доме творчества г. Лыткарино Московской области (директор Л. В. Литвинова), возглавляемый Ю. К. Печниковой центр художественных ремёсел для детей и юношества в г. Дзержинске Нижегородской области и другие аналогичные учреждения. В то же время это и плохо, так как идёт отклонение, искажение и своя интерпретация истинно народного творчества. Надо сказать, что методические рекомендации и разработки по проведению народных праздников в учреждениях дополнительного образования, выполненные совместно со специалистами культуры или с их консультацией, в регионе сегодня отсутствует. Лучше дело обстоит с обучающими программами по прикладному творчеству, поскольку здесь есть наработанный материал для детских садов и школ, имеются программы Министерства образования, которые для многих педагогов служат хорошим примером в своей деятельности. При создании собственных разноуровневых программ, приближённых к сензитивным периодам развития детей, необходимо включать в них местный материал по декоративно-прикладному творчеству, культурологические аспекты, разрабатывать комплексные программы, то есть всё, что сегодня требует дополнительное образование и что необходимо для духовного самоопределения детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бокушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.
2. Внешкольник ОЦДЮ, Ярославль, 1997. С. 4.
3. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. С. 357.
4. Игры народов СССР / Ред-сост. В. Всеволодский-Генгросс / Л.: Академия, 1993. С. 1.
5. Лихачёв Д. С. Помнить о корнях своих // Воспитание школьников. 1993. № 3. С. 33.
6. Рерих Н.К. Россия-Москва: Международный центр Рерихов, 1992. С. 72.
7. Сухомлинский В.А. Изб. пед. соч.: в З-х т. Т. 1. С. 35, 77-78.
8. Шмаков С.А. Игры учащихся-феномен культур6ы. М.: Новая школа, 1994. С.164, 134.