Развитие педагогической теории и практики в нашей стране опирается на богатые традиции гуманизма и демократии, истоки которых мы находим в педагогическом наследии К.Д.Ушинского - основоположника научной педагогики в России. Особенно важно не утратить эти традиции в переломное время, в эпоху глубокого кризиса общества, именно в такие периоды они являются непременным условием выхода из кризиса и поступательного движения вперед. Официальное введение в 1991 году в нашей стране института социальных педагогов как профессии актуализировало проблемы создания теоретических основ социальной педагогики как научной дисциплины, а также формирования системы базовой подготовки специалистов данного профиля в вузе. Некоторые аспекты обозначенной проблемы с позиций гуманистической, демократической педагогики рассматриваются в настоящем исследовании.
Повседневная социально-педагогическая деятельность характеризуется конфронтацией с людьми разного возраста и различнных слоев общества, попавших в проблемные и кризисные ситуации. Работа с человеком и над человеком возлагает на социального педагога большую ответственность и требует от него постоянной рефлексии, обоснования и осознания различных интервенций в сферу человеческих установок и позиций. Каким образом мы обходимся с людьми, определяется, в значительной мере, нашими собственными установками и позициями. Каждая ценностная ориентация отдельных людей или целых общественных групп есть результат более или менее четко очерченной антропологии, т.е. концепции о том, что значит быть человеком; представлению о человеке в гуманистической психологии, в основе которой лежит антропологическая установка, соответствуют такие моральные ценности, как свобода, справедливость и человеческое достоинство. Человек наделяется большими возможностями к саморазвитию, которые реализуются во взаимодействии человека с окружающим миром. Поэтому центральной задачей социально-педагогической работы является поддержка собственных ресурсов человека и тем самым мобилизация человеком своих внутренних психологических сил и способностей.
Одним из ведущих является понятие "самоактуализация", с помощью которого подчеркивается автономность и взаимозависимость человека как существа и тогда, когда он находится в проблемных или конфликтных ситуациях. Переживания, мышление и деятельность образуют целостность человеческого бытия. С учетом этого целью гуманистически ориентированных форм консультирования является развитие в человеке способностей лучшего восприятия своего тела, действий и представлений и приведение их в гармонию. Поскольку сказанное в равной мере относится и к консультанту, то одной из основных посылок антропологического подхода является тот факт, что содержание учебного процесса включает не только теоретическую и практическую подготовку, но и развитие персональной компетентности.
Только интеграция профессиональной и персональной компетенции обеспечивает тот высокий уровень социально-педагогического консультирования и интервенции, который позволит социальному работнику избежать претензии на всезнание и умение и не сделать клиента пассивным объектом своей профессиональной деятельности.