Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности
подростков
В настоящее время понятие “социализация” широко используется
в философских, психологических и педагогических работах, но сущность её
исследуется с разных позиций: с одной стороны, социализация рассматривается
как результат развития человека, а с другой – как его компонент. При этом
авторы единодушны в одном: в процессе социального взаимодействия в различных
социальных общностях ребёнок не только обогащается социальным опытом, но
и реализует себя как личность.
Личность как субъект социальных отношений прежде всего
характеризуется автономностью, определённой степенью независимости от общества,
способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена
с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие
у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления, воли, а
способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке. Иначе говоря, социальная
автономность предполагает “реализацию совокупности установок на себя, устойчивость
в поведении и отношениях, которые соответствуют представлению личности
о себе, её самооценке” (Р.Бёрнс). Рассматривая психологию самосознания,
И.Кон опирается на модель, предложенную М.Розенбергом и включающую в себя
ряд аспектов. По его мнению, измерения, характеризующие отдельные компоненты
или “образ я” в целом, подразумевают:
-
устойчивость (стабильность или изменчивость представления
индивида о себе и своих свойствах);
-
уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных
перед собой целей);
-
самоуважение (принятие себя как личности, признание своей
социальной и человеческой ценности);
-
кристаллизацию (лёгкость или трудность изменения индивидом
представления о себе).
Исходя из этого, можно определить следующие критерии социальной
автономности подростков:
-
Когнитивный (осознание подростком себя в системе межличностных
отношений и в системе его личностного развития);
-
Мотивационный (понимание подростком причин, определяющих
выбор направленности его поведения);
-
Поведенческий (адекватность поступков собственным нравственным
установкам подростка).
Любое общество (в большей степени тоталитарное, меньшей рыночное)
препятствует формированию социальной автономности человека, который, в
свою очередь, не находит достаточно средств для реализации себя в системе
социальных отношений. В связи с этим возрастает необходимость поиска косвенных
средств, позволяющих личности войти в систему социальных отношений. Одним
из таких средств является юмор, разновидность комического.
Философы разных времён по-разному определяют комическое.
Существующие теории рассматривают комическое как:
-
Чисто объективное свойство предмета (К.Розенкранц, А.Руи).
-
Результат субъективных способностей человеческой личности
(Ж.Поль, Б.Дземидок).
-
Следствие взаимоотношений субъекта и объекта, то есть как
субъективный образ объективного мира (Ю.Борев, А.Я.Зись, М.С.Коган, А.Н.Лук,
А.М.Макарян, А.П.Московский, Н.Г.Чернышевский и др.)
При этом все исследователи комического отмечают, что явление,
вызывающее смех, непременно содержит противоречие типа несоответствия:
объект, воспринимаемый в качестве смешного, мы как бы примериваем к эталонам
знакомого – правильного, хорошего, красивого. Юмор как разновидность комического
имеет следующие характеристические параметры:
-
Он является отражением противоречивости явлений, соединяет
серьёзное и смешное и характеризуется преобладанием позитивного момента
в смешном.
-
Юмор имеет субъективный характер в противоположность объективному
характеру других форм комического.
-
Своеобразие юмора связано с тем, что в противоположность
другим формам комического, исходящим из интеллектуально постигаемого несоответствия
между претензией явления и его действительной сущностью, сводящим мнимо
значительное к ничтожному, юмор предполагает умение видеть возвышенное
в ограниченном и несовершенном.
-
Если ирония обнаруживает за видимой серьёзностью ничтожное
или смешное, то юмор, наоборот, раскрывает серьёзность и значимость того,
что кажется смешным.
Однако необходимо разграничить чувство юмора и остроумие,
которые являются явлениями разнопорядковыми. Остроумие есть свойство психики
и потому рассматривается как одна из форм мышления, а чувство юмора есть
чувство, и потому рассматривается в ряду человеческих чувств. При определённых
педагогических условиях мы можем совершенствовать, оттачивать, остроту
ума (остроумие) у тех детей, которые обладают этим природным даром, но
мы можем и формировать чувство юмора, и для этого есть психологические
предпосылки практически у каждого индивида. Соотношение чувства юмора и
остроумия можно сформулировать следующим образом: остроумие создают (работа
остроумия), а комическое находят (функция чувства юмора). Ряд авторов (в
частности А.Н.Лук) выделяют следующие предпосылки чувства юмора:
-
способность к отчуждению, умению видеть себя как бы сторонним
взглядом;
-
способность видеть вещи под неожиданным углом зрения;
-
“раскованность” мышления, лёгкость ассоциирования без боязни
нежелательных последствий.
При каких педагогических условиях юмор (чувство юмора) выступает
как средство формирования социальной автономности подростков? Нам кажется,
что это возможно в том случае, если педагогическое общение будет направлено
на решение данной задачи и обусловлено:
-
Адекватной реакцией педагогов на юмор учащихся, где юмор
выступает как средство взаимоотношений педагога и ученика.
-
Педагогическим влиянием на ученика с учётом индивидуальных
особенностей последнего в период его коммуникативного контакта, основанного
на использовании юмора.
-
Специальной подготовки педагогов и учащихся к использованию
юмора в системе своих отношений с людьми.
В результате проведённого нами эксперимента было установлено,
что можно выделить 3 уровня социальной автономности подростков: высокий,
средний, низкий. При этом степень сформированности социальной автономности
учащихся находится в прямой зависимости от возраста школьника. Так, например,
в 8-м классе уровень социальной автономности выше, чем в 7-м. Как показали
результаты анкет, юмор способствует сохранению индивидуальности школьника
любого возраста. В решении конфликтных ситуаций 60% подростков стараются
свести всё к шутке. Если говорить о разновидностях юмора (словесный, мимический,
пантомимический), то 95% опрашиваемых подростков отдают предпочтение словесному.
Таким образом, юмор может выступать в качестве средства
социальной автономности подростка при определённых педагогических условиях.
Вместе с тем он способствует созданию благоприятного психологического климата
в коллективе.
литература
-
Бергсон А. Смех // Психология эмоций. Тексты под. ред. В.К.Килюноса,
Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
-
Кон И.С. В поисках себя. М.: Изд. полит. лит., 1984.
-
Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.
-
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников.
М.: Педагогика, 1988.
-
Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994.