Ищук Владимир Васильевич, доцент ЯГПУ им.
К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук
|
Нагибина Маргарита Ивановна, преподаватель ЯрПК, руководитель детского анимационного центра "Перспектива" |
Сегодняшняя педагогика полна увлекательными идеями насчет того, как ускорить интеллектуальное развитие ребенка, развить его способности в различных видах творчества. Эти, развивающего характера вопросы, также как и проблемы обучающего и воспитывающего плана, мы относим к наиболее главным направлениям современной педагогики. Они необходимы для понимания и решения конкретных педагогических задач.
В поисках нестандартного подхода к изучению творческих возможностей человека мы обратились к мультипликации или, как ее сейчас называют, - анимации. Термин "анимация" означает оживление. В нашем случае - это оживление и одушевление изготовленных из различных материалов игрушек, моделей и персонажей с использованием технологических операций и приемов.
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали по этому увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Особенно это касается педагогов, людей, заинтересованных не только в конечном результате детского творчества - фильмах, но и в проявлении и выражении творческих способностей детей. Вопрос решения педагогических задач средствами мультипликации - актуальная проблема сегодняшнего дня.
В 1979 году в Париже проводился международный симпозиум "Мультипликационное кино - педагогика будущего?" С этого времени вопрос мультипликационной педагогики официально выносится для обсуждения на различного уровня педагогических и профессиональных симпозиумах, является предметом пристального внимания специалистов многих стран. В учебный процесс многих педагогических учреждений стала активно включаться анимация - как важное средство обучения, воспитания и развития детей при помощи движений, слова, музыки, образов.
В чем же заключается основная педагогическая значимость мультипликации?
Главная педагогическая ценность ее заключается прежде всего в универсальности языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей. Здесь можно выделить следующую связь, являющуюся необходимым условием для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса: ребенок - студент - педагог-профессионал. Все три субъекта данного педагогического процесса тесно взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, находятся в постоянном развитии.
Для изучения и внедрения в практику начального образования средств анимации в Ярославском педагогическом колледже разработана специализация "Художественный труд с основами анимации", которая включает в себя несколько разделов:
Кроме того, в колледже также активно разрабатываются и внедряются новые прикладные педагогические технологии - в частности, разработан курс компьютерной анимации для детей и студентов.
В процессе работы по внедрению идей анимации в учебный процесс мы выявили, что средства мультипликации стимулируют творческую активность студентов, раскрепощают их мышление. Общение с помощью движения, слова, музыки и образов происходит у них, как и у детей, намного легче, чем традиционное, словесное. Мы пришли к выводу, что обучение визуальному языку является насущной потребностью сегодняшней жизни, поэтому его необходимо внедрять в программу обучения будущих педагогов.
Особо значимой и ценной для педагогики является непосредственная связь анимации с трудовым обучением. Изготовление изделий (игрушек, персонажей, декораций) сопровождается выбором необходимых для работы материалов и формированием у ребенка манипулятивно-моторных навыков пальцев рук. Это доказывает, что объединение курса трудового обучения и анимации дает хорошие результаты не только в развитии творческого потенциала обучаемых, но и в совершенствовании их будущих профессиональных качеств.
Как и в трудовом обучении, в мультипликации особый интерес уделяется отбору материала, необходимого для реализации конкретной идеи: он непосредственно влияет на язык мультфильма. Например, пластичное движение нити, гибкость металлической цепочки или резкие четкие шаги человечка из дерева. Конечно, работа с такими материалами, как бумага, проволока, дерево, листья, цветы, камешки, требует много учебного времени, однако это дает возможность ребенку почувствовать изучаемый материал на другом уровне - не только во время изготовления игрушки, но и в процессе движения материала, при проявлении его различных свойств. Это закономерно, поскольку мультипликация основана на движении, поэтому знакомство с материалами, изучение их свойств должны быть тесно связаны с технологией анимации. В то же время погружение в материал, обнаружение его "собственной" жизни, многочисленных и многообразных связей его с человеческим существованием составляет важнейшую сторону развития ребенка.
В анимации, как и на занятиях по трудовому обучению, одновременно осваивается множество материалов и предметов: в этом мы видим только принципиальную открытость мультипликации для овладения доступными видами деятельности. Трудовое обучение является именно такой основой для анимации, в которой можно использовать всевозможные материалы и инструменты для создания интересных образов, передавая своеобразие их движения во время особых (специальных) технологических операций. Это могут быть учебные фильмы, в которых при помощи волшебства мультипликации объясняются сложные технологические процессы, последовательность выполнения отдельных операций. Однако самым эффективным результатом творческого проявления творчества детей являются фильмы, снятые по собственным сценариям, например, "Сказка про волшебную иголочку", в которой придуманная история иллюстрируется вышивкой, появляющейся постоянно на экране, и др. Такая работа развивает литературные способности детей, помогает им осваивать технику вышивания и другие технологические операции, воспитывает умение работать в творческих группах и в коллективе.
Как же строится данный учебный процесс?
Каждое занятие является продолжением, развитием основной темы урока трудового обучения. Например, в разделе "Работа с бумагой и картоном" это - "Оживление аппликации" или "Использование динамической игрушки для создания мультфильма", в разделе "Работа с различными материалами" - "Живая проволока" и др. Весь полученный в результате обучения материал используется для создания учебных фильмов.
Учебная программа курса рассчитана на три года. В первый год занятий идет ознакомление с основными приемами анимации, осуществляется съемка отдельных эпизодов. Второй год - съемка сопровождается активной творческой деятельностью - поиск образов и сюжетов, их анимация. Третий год - групповая работа над фильмом, который является итогом творческой работы студентов, - создание небольших законченных фильмов.
В процессе изучения курса данной специализации студенты проходят педагогическую практику по анимационной работе с детьми 4-8 лет школы раннего развития "Перспектива" педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Совместная работа по авторским экспериментальным программам студентов педколледжа и детей школы раннего развития дает нам право заявить о создании в Ярославле педагогического комплекса - анимационного центра "Перспектива", в котором совмещаются педагогическая деятельность и творческое сотрудничество преподавателей, студентов и детей, объединенных идеей реализации своих творческих возможностей средствами мультипликации.
В настоящее время имеются положительные результаты деятельности анимационного центра: участие детей в Первом международном фестивале анимационного фильма "Золотая рыбка" (1996 г), Международном фестивале непрофессионального кино (1995 г) и фестивале детского кино в Санкт-Петербурге (1996 г). Подготовлен цикл детских передач "Живая игрушка" для городского телеканала, в котором студенты и дети проводят занятия по совместному изготовлению подвижных игрушек. Были сняты и подготовлены телевизионные программы для передачи "Детское телевидение" (Центр-ТВ), "Мультитроллия" (ОРТ). Все эти достижения являются результатом большой педагогической работы преподавателей анимационного центра со студентами и детьми.
Занятия в центре проводятся по следующим предметам: компьютерная анимация, изодеятельность, трудовое обучение, музыка, технология анимации.
Преподавателями центра разработаны авторские программы на трехлетний курс обучения. В настоящее время мы работаем над собственной методикой, поскольку по данному направлению педагогики нет специальной литературы, соответствующих разработок и пособий.
Как же проходят занятия в анимационном центре?
Учебный процесс в анимационной педагогике трудно разбить на полугодия, четверти, отдельные темы, т.к. занятия здесь проводятся иначе, нежели при традиционной форме организации занятий. Педагогам заранее известно, что итогом учебной работы в конце года будет создание мультипликационных фильмов. Однако тематика, замысел, способы осуществления и технология этого процесса ими еще не определены, поэтому основой работы преподавателей мультстудии является прежде всего педагогическая импровизация, а программа намечает лишь основные главные шаги, позволяющие работать в данной системе направленно и осмысленно.
Создавая мультфильм, дети должны постоянно совмещать в своем сознании все его компоненты: сценарий, изобразительное и цветовое решение, пластику, ритм, звуковое сопровождение и др. Такой характер творчества заставляет нас сознательно совмещать в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая и педагогические подходы. Это заставляет преподавателей составлять гибкие и подвижные схемы занятий, переходить быстро и незаметно от теоретических занятий к практике, осуществлять творческие импровизации. Главным же средством, позволяющим сохранить в мультипликации единство всех видов деятельности, является содержательная сторона создаваемого фильма.
Рассматривая общие подходы к преподаванию синтетического комплексного искусства мультипликации, мы разработали отдельные методические приемы, новые формы занятий, а также выделили основные направления данной работы. На наш взгляд, они следующие:
Мультипликация объединяет все эти предметы не случайно, а исходя из собственной обобщающей природы, создавая единый педагогический воспитательный комплекс. Достоинство его заключается в том, что он формирует в детях разнообразные художественные и творческие качества, которые имеют важнейший профессионально-личностный характер:
Дети же легче взрослых воспринимают информацию в концентрированном виде. Они могут часами смотреть мультфильмы, с удовольствием делятся полученной информацией с друзьями. Значит, такую информацию они легко усваивают. Прежде всего это вызвано доступностью и неповторимостью жанра. Поэтому данные преимущества мультипликации можно использовать при изучении самых различных предметов по программе начальной школы.
Не стоит думать, что всесторонне развивать ребенка могут только лишь занятия анимацией. Имеются и другие виды деятельности, формы работы, позволяющие разносторонне формировать человека как личность. Однако именно мультипликация позволяет максимально сближать интересы взрослого и ребенка. С мультипликацией в плане решения педагогических задач во многом сходен театр. Мультипликация, как и театр, представляет собой естественный педагогический комплекс. Достаточно рассмотреть ее специфические признаки и особенности (в сравнении с театром). Они следующие.
1. "Молодость" искусства мультипликации.
Это означает, что у данного жанра отсутствуют надежные классические образцы, на которые можно было бы опереться при работе с детьми. Как известно, в театре ребенок освобождается от литературного творчества - обычно для постановки педагог предлагает детям готовую пьесу. В мультипликации же имеется своя драматургическая специфика, которую сложно найти и подобрать в готовом виде. Над сценарием анимационного фильма непосредственно работают дети. Отказ от готового литературного материала будет означать, что педагогу совместно с детьми придется сочинять сюжет. Так же обстоит дело и с остальными видами деятельности, используемыми при создании мультфильма, - педагог и дети являются соавторами увлекательных творческих проявлений.
2. Мультипликация не имеет своего предмета. Она с одинаковым интересом обращается к общечеловеческим проблемам, юмору, шуткам, рекламе, моделированию технологических процессов и учебно-познавательному кино. Трудно найти вид человеческой деятельности, который мультипликация обошла бы своим вниманием. Интересы театра более традиционны, ус-тойчивы и, естественно, ограничены.
3. Мультипликация обладает определенной "искусственностью" в изображении действительности. Если на театральной сцене, при всей ее условности, живут и действуют реальные люди, перемещаются настоящие предметы, то в мультипликации такого рода реальность начисто отсутствует. Ее место занимает "новая" реальность, границы которой совпадают с границами человеческого воображения.
Как правило, перед объективом мультипликационной камеры находятся статичные "рукотворные" предметы (рисунки, аппликации, куклы и т.п.) Даже в тех случаях, когда аниматор снимает реальные объекты, они двигаются на экране не так, "как в жизни", а как задумал автор ( например, быстро встает солнышко, на глазах распускается бутон и т.п).
Перечисленные особенности мультипликации заставляют смотреть на нее не как на предмет преподавания, а, прежде всего, как на средство всестороннего развития детей.
Ценность мультипликации заключается в ее открытости для любых видов деятельности, в способности вобрать в себя и сделать актуальным, личный жизненный опыт. Работая над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества, в котором активно функционируют всевозможные "предметы", взаимоотношения, решаются развивающие и воспитательные задачи.
Поэтому основная цель обучения мультипликации состоит, на наш взгляд, в следующем: воспитать у ребенка устойчивую потребность в творчестве, основываясь на его внутренних возможностях и резервах. Это и будет являться важной гуманистической мыслью и идеей мультипликационной педагогики: педагогики развития, обучения и воспитания.